Тезисы выступления Генерального секретаря ОДКБ на Специальной конференции по Афганистану, проводимой под эгидой Шанхайской организации сотрудничества
27 марта 2009 года
Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые участники конференции!
Хотел бы поблагодарить за прекрасную организацию конференции и предоставленную возможность выступить от имени Организации Договора о коллективной безопасности и внести наш вклад в выработку мер по противодействию угрозе распространения терроризма и наркотиков с территории Афганистана.
Мы присоединяемся к высказанным на конференции оценкам сложной ситуации в ИРА. Со своей стороны хотелось бы высказать ряд соображений.
Проведенный анализ показывает, что в настоящее время по проблематике Афганистана работает 8 только крупных международных организаций: ООН, НАТО, ОБСЕ, ЕС, ШОС, СНГ, ОДКБ и другие. В рамках своей деятельности каждая структура реализует свои проекты, направленные на оказание помощи Афганистану в самых различных сферах, используются значительные финансовые и материальные средства из национальных и коллективных бюджетов. Очевидно, что многие из этих программ недостаточно скоординированы между собой, часто дублируют друг друга, тем самым распыляя остро необходимую поддержку.
Предлагаем провести встречу высших должностных лиц международных организаций для обсуждения и координации реализуемых мер под эгидой ООН, на площадке которой ранее был создан Постоянный комитет по взаимодействию с региональными организациями. Уверен, следует подумать о корректировке и последующей стыковке различных "афганских" программ, в т.ч. и в сферах охраны границ, противодействия наркотрафику, строительства вооруженных сил и силовых структур.
Считаем, что обеспечение безопасности для народа ИРА и нейтрализации исходящих из нее угроз невозможны без национального примирения, формирования сильной и эффективной государственной власти и выхода на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Важным элементом названных процессов является создание фактически с нуля национальных правоохранительных органов и силовых структур. Афганские полицейские, таможенные, пограничные и другие ведомства остро нуждаются в кадрах, оснащении и специальной технике. Нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется; на этом поле работают структуры Китая, России, США, стран ЕС других государств и международных организаций.
На данном направлении мы также видим необходимость в координации, причем, видимо, имеет смысл говорить о распределении сфер участия в обеспечении, снабжении, обучении сотрудников тех или иных афганских силовых структур.
Мы выдвигаем также инициативу по организации целевого рабочего совещания для согласования действий в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров с участием всех заинтересованных стран, включая, естественно, Афганистан, основных транзитеров и потребителей, а также профильных международных структур (Управления ООН по наркотикам и преступности, ЦАРИКЦ, РАТС ШОС, Евразийской группы и др.). В рамках такого совещания можно было бы скоординировать усилия и отработать конкретную программу совместных действий по созданию и укреплению "антинаркотического и финансового поясов безопасности". Причем особое внимание следует, на наш взгляд, уделить обороту прекурсоров и мерам финансового мониторинга, направленным на выявление прежде всего организаторов и руководителей наркосиндикатов.
В связи с нарастанием наркоугрозы привлеку внимание к проблемам граничащих с Афганистаном государств. Ведомства по охране границ и антинаркотическиеагентстваКыргызскойРеспублики, и прежде всего, РеспубликиТаджикистан, находящиеся на переднем крае противодействия этой угрозе, нуждаются в особой поддержке. Считаем, что для обеспечения эффективного противодействия наркотрафику мы обязаны учитывать, что эти страны в период мирового экономического кризиса оказались в достаточно сложном положении, и оказать всемерную поддержку в укреплении кадрового и материально-технического потенциала этих служб.
И последнее. Мы поддерживаем развитие Афганистана как демократического государства и готовы не только содействовать становлению органов исполнительной власти, но и оказывать помощь афганскому парламентаризму и законотворческому процессу в этой стране. В этой сфере было бы полезным активизировать конструктивную работу межпарламентских структур, в том числе Межпарламентской ассамблеи СНГ, с парламентариями ИРА. В МПА уже наработан обширный массив модельных законодательных актов, в т.ч. регламентирующих деятельность правоохранительных органов и силовых структур. Полагаем важным налаживание такого диалога с целью использования уже имеющихся документов парламентом ИРА для формирования и совершенствования национальной нормативной правовой базы по вопросам обеспечения безопасности.
Благодарю за внимание.