Во имя коллективной безопасности. "Красная звезда".
Как уже сообщала "Красная звезда", в конце прошлого месяца на сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) была образована новая международная военно-политическая структура - Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ходе сессии президентами стран ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) принято решение о назначении Николая Бордюжи на пост Генерального секретаря СКБ. Предлагаем вниманию наших читателей беседу с ним.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Николай Николаевич Бордюжа родился 20 октября 1949 г. в Орле. В 1972 г. окончил Пермское командно-инженерное училище. С 1992 по 1994 г. - заместитель командующего Пограничными войсками РФ. С 1994 по 1998 г. - заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ, директор ФПС РФ. В сентябре 1998 г. назначен секретарем Совета Безопасности России. С декабря 1998 г. - руководитель администрации президента с сохранением поста секретаря СБ РФ. В 1999 г. - председатель Государственного таможенного комитета РФ. 22 декабря 1999 г.- назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Королевстве Дания. 28 апреля 2003 года на сессии Совета коллективной безопасности назначен генеральным секретарем СКБ. Николай Бордюжа неоднократно бывал в "горячих точках", награжден орденом Мужества.
- Николай Николаевич, 28 апреля нынешнего года на сессии Совета коллективной безопасности государств - участников Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписан пакет документов по окончательному преобразованию ДКБ в новый военно-политический союз - ОДКБ. Как, по-вашему, это повлияет на дальнейшую судьбу организации?
- Я считаю, что эта сессия стала рубежной, потому что она кардинально изменяет ситуацию, связанную с интеграцией в рамках ОДКБ. Напомню, что политическое решение о создании Организации договора о коллективной безопасности было принято год назад. На прошедшей сессии СКБ были фактически утверждены решения по формированию всех необходимых уставных органов и механизмам работы данной международной структуры. Это значит, что после некоторых организационных шагов, которые должны осуществить как секретариат, так и другие органы ОДКБ, можно говорить о начале более эффективного функционирования Организации договора о коллективной безопасности. В частности, теперь можно активизировать сотрудничество по созданию соответствующих региональных войсковых компонентов, а также углубить взаимодействие по конкретным силовым структурам. Существенно улучшится и координация внешнеполитической деятельности стран, входящих в ОДКБ, что в свою очередь ведет к реализации главного замысла самой организации - коллективной безопасности данных государств.
- Заявлено, что с января 2004 года начнет работу новый военный орган организации - объединенный штаб ОДКБ. На сессии СКБ были определены его структура, функции и штаты. А решены ли вопросы с финансированием деятельности данного штаба?
- Да, действительно на сессии принято политическое решение о создании такого штаба и даже назначен его руководитель. Замечу, что в соответствии с достигнутыми договоренностями руководство Объединенным штабом возложено на начальника главного (генерального) штаба государства, председательствующего в ОДКБ. На сегодня это Таджикистан. Поэтому главой нового военного органа ОДКБ стал начальник главного штаба вооруженных сил Таджикистана генерал-майор Рамиль Надыров. Кстати, на днях я провел с ним встречу, на которой мы детально обсуждали вопросы формирования Объединенного штаба ОДКБ. Что же касается его нынешнего положения, то уже разработан пакет проектов документов, регламентирующих деятельность данного штаба и регулирующих его функционирование.
Тем не менее есть еще много неясных моментов, которые мы хотели бы обсудить с нашими коллегами из ближнего зарубежья, в частности, вопросы комплектования, механизмы взаимодействия штаба с другими уставными органами ОДКБ, в том числе и секретариатом. В этой связи планируется провести ряд консультаций, на которых необходимо вновь тщательно проработать и согласовать все документы, с тем чтобы с 1 января объединенный штаб мог начать полноценную работу. Активно идет и доработка положения о принципах финансирования Объединенного штаба ОДКБ. 20 мая были проведены первые консультации представителей шести государств, касающиеся этого, на мой взгляд, самого сложного вопроса.
Вместе с тем самое главное заключается в том, что все шесть государств ОДКБ ориентированы на эффективную работу, согласование всех документов и скорейшее решение всех проблем, в том числе и по Объединенному штабу. Все понимают, что военная составляющая, военный компонент ОДКБ - это главный компонент и если с ним возникнут трудности, то неизбежны крупные проблемы с функционированием всей организации.
- По вашему мнению, необходимо ли и в дальнейшем укреплять военную составляющую ОДКБ и если да, то каким образом?
- С учетом того, что сегодня происходит как в государствах - членах ОДКБ, так и на границах этих государств, я считаю, что военную составляющую просто необходимо укреплять и наращивать. Здесь следует упомянуть все еще исходящие с территории Афганистана угрозы терроризма и наплыва наркотиков. В государствах Центральной Азии продолжается деятельность различных экстремистских группировок, стремящихся с помощью террора и устрашения образовать Исламский Халифат. Есть и ряд других очень серьезных общих проблем, которые частично попадают в рамки действия Договора о коллективной безопасности. Например, незаконная миграция, организованная трансграничная преступность и другие. Сегодня в Центральноазиатском регионе мы уже имеем Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), которые сформированы на базе военных структур четырех государств - России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Создано и управленческое ядро КСБР, которое дислоцируется в Киргизии. Тем не менее пока это только начало. ОДКБ должна иметь такую военную группировку, которая обеспечивала бы первоначальные задачи защиты государств не только на центральноазиатском направлении, но и на западном, а также кавказском направлениях. Хотя некоторые наработки здесь уже есть (в частности, успешно складывается сотрудничество с Белоруссией и Арменией), создаваемый Объединенный штаб ОДКБ будет заниматься координацией и разработкой дальнейших предложений по совершенствованию системы коллективной безопасности. В дальнейшем эти предложения после одобрения их главами государств ОДКБ будут реализовываться и формировать единый военный организм организации, способный отвечать на любые военные вызовы и противодействовать возникающим угрозам.
- На апрельской сессии был также принят ряд решений, направленных на совершенствование деятельности Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центральной Азии. В чем они заключаются?
- На последней сессии рассматривался вопрос финансирования КСБР. Очень важный вопрос, ведь за положением о порядке финансирования стоят конкретные люди и судьбы. Но вместе с тем он очень непростой, особенно если учесть, в каком состоянии находятся экономики государств, входящих в ОДКБ. Признано целесообразным совместное финансирование деятельности штаба коллективных сил и деятельности КСБР. В этой связи решено создать рабочую группу и проработать некоторые принципиальные вопросы с учетом национальных законодательств с тем, чтобы не создать предпосылок к нарушению нормативно-правовых актов какого-либо государства Организации.
- Как известно, наркоугроза, исходящая с территории Афганистана, за последнее время не только не уменьшилась, но и, наоборот, существенно возросла. Каким вам видится выход из сложившейся ситуации?
- Это действительно так. Совершенно очевидно, что проблема наркоэкспансии волнует не только Россию, но и ее партнеров по ОДКБ. В большей степени это касается Таджикистана и Киргизии, так как через эти государства проходят главные маршруты продвижения наркотиков из Афганистана в Европу. Поэтому нет ни одной сессии СКБ, на которой не обсуждалась бы эта проблема. Кроме обсуждений есть и конкретные шаги. Самым ярким примером может служить создание в России Комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Я уже встречался с руководителем этого комитета, и мы обсуждали перспективы взаимодействия и совместных шагов по активизации борьбы с наркоугрозой.
НАША СПРАВКА
По данным, содержащимся в докладе миссии ООН в Афганистане, нынешний урожай смертоносного зелья грозит побить все предыдущие "рекорды". Согласно прогнозам специалистов, в этом году он достигает более 4 тыс. тонн опия-сырца, что составляет порядка 500 тонн героина. Эксперты ООН не раз с озабоченностью отмечали, что антитеррористическая операция США и их союзников в Афганистане никак не затронула местные наркосиндикаты. Более того, в ряде афганских провинций посевы опийного мака значительно увеличились. Только вдоль таджико-афганской границы сосредоточено порядка 50 подпольных нарколабораторий. За четыре месяца текущего года всеми силовыми структурами Таджикистана, а также российскими пограничниками уже изъято свыше четырех тонн смертоносного зелья, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в общем количестве контрабандных наркотиков отмечается существенный рост удельного веса героина.
Тем не менее я считаю, что с преобразованием ДКБ в организацию повысится и уровень интеграции в области безопасности входящих в ОДКБ государств, что в свою очередь позволит выйти не только на общие решения, но и на конкретные совместные, комплексные шаги силовых структур по борьбе с наркоугрозой.
- На апрельской сессии Совета коллективной безопасности вас избрали Генеральным секретарем СКБ - высшим административным лицом ОДКБ. Какие задачи в этой связи ставите лично перед собой?
- Главная моя задача заключается в том, чтобы активизировать совместную деятельность государств ОДКБ, в частности структур, призванных обеспечить безопасность этих государств. Если же говорить более подробно, то первая, наиболее важная задача - углубить работу по наполнению военной составляющей ОДКБ и созданию всех необходимых политических и правовых документов для того, чтобы эта составляющая могла функционировать абсолютно бесперебойно. Вторая задача заключается в совершенствовании механизма согласования внешнеполитических позиций государств ОДКБ по международным и региональным проблемам безопасности, что в свою очередь в значительной степени усилит позиции каждого государства, во многом облегчит принятие политических решений. Хотелось бы, чтобы этот механизм позволял ускорить согласование позиций по конкретной проблеме. Вместе с тем напомню, что определенные шаги в плане координации внешнеполитических линий государств ОДКБ предпринимаются уже сегодня. Помимо прочего, я также ставлю перед собой задачу по созданию условий, при которых силовые структуры, отвечающие за безопасность, вышли бы на более углубленные партнерские отношения в рамках организации. Это в свою очередь выведет нас на более высокий уровень совместных действий по обеспечению безопасности всех государств ОДКБ. Это сложная задача, но по большому счету она также решаема. Таким образом, если работают три основные компоненты коллективной безопасности - военная, политическая и силовая, то вполне можно утверждать, что сама организация успешно и эффективно функционирует. Также необходимо, чтобы в случае появления какой-либо новой общей угрозы секретариат ОДКБ смог оперативно на нее отреагировать и предпринять соответствующие организационные шаги по противодействию данной угрозе.
- Бытует мнение, что вы всегда были жестким государственником, отстаивающим интересы России. Теперь вам придется защищать интересы шести стран, входящих в ОДКБ. Что скажете по этому поводу?
- Что касается государственника, то в моем понимании это человек, который прежде всего отстаивает не свои личные интересы, а интересы своей страны. Принцип "прежде думай о Родине, а потом о себе" всегда превалирует в деятельности настоящего государственника. Я считаю, что сегодня усилия по активизации деятельности ОДКБ отвечают в том числе и интересам России. Именно исходя из этого принципа я пришел сюда работать.
- Какими вам видятся перспективы ОДКБ, а также ее взаимодействия с такими организациями, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), и иными?
- Во-первых, я считаю, что перспективы ОДКБ достаточно хорошие, а потенциал организации высочайший. Сегодня в ОДКБ входят шесть государств, которые не только на словах, но и на деле хотят совместно обеспечивать безопасность. Главы данных государств абсолютно осознанно приняли политическое решение об объединении в плане общей безопасности. Это стало основой активной работы и подключения колоссальных возможностей различных структур для решения вопросов коллективной безопасности. Поэтому, на мой взгляд, перспективы самые радужные. Мы также постоянно подчеркиваем, что ОДКБ - это оборонительный союз, открытый для всех желающих сотрудничать. Что касается взаимодействия с другими организациями, то мы также готовы к сотрудничеству. ШОС - наш важный партнер в плане решения вопросов безопасности. С ЕврАзЭС мы уже наметили ряд первоочередных шагов, а также договорились о самом плотном сотрудничестве, в том числе и в плане обмена информацией. Взаимодействуем и с такими организациями, как ООН, ОБСЕ и т.д. Если получится в перспективе сотрудничество с НАТО, то, думаю, мы будем только рады, потому что перед НАТО и ОДКБ порой стоят схожие задачи, например борьба с терроризмом, наркоугрозой. В целом же мы открыты к сотрудничеству, будь то региональные структуры и объединения или же государства, имеющие определенный интерес к взаимодействию с ОДКБ.
Беседу вел Роман СТРЕШНЕВ, "Красная звезда".