СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


НИКОЛАЙ БОРДЮЖА: "БОЛЬШИНСТВО "ВОЕННЫХ" ИНИЦИАТИВ В
РАМКАХ СНГ ЛИБО НЕ ВСЕМИ ПОДПИСАНЫ, ЛИБО НЕ
РАТИФИЦИРОВАНЫ

[ 11:11 21.06.05 ]
http://www.izvestia.ru/politic/article1995906

Как дальше строить работу Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) - этот вопрос обсудят на саммите и Совете министров обороны организации, которые пройдут 22-23 июня в Москве. Президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана - эти страны входят в ОДКБ - будут решать, в частности, что делать со Штабом по координации военного сотрудничества стран СНГ. В какой из организаций - ОДКБ или СНГ - военное сотрудничество более эффективно и нужно ли оно вообще на фоне "желтых", "оранжевых" и других революций? Как ОДКБ в новых условиях строить отношения с НАТО? На эти и другие вопросы генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА отвечает специальному корреспонденту "Известий" Николаю ХОРУНЖЕМУ.

известия: Сейчас на юге России и в Средней Азии резко обострилась обстановка, а на значительной части постсоветского пространства безопасность обеспечивают военные структуры СНГ и ОДКБ. Но с разной степенью эффективности. Сегодня дело, похоже, идет к расформированию Штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ. А само-то сотрудничество существует?

Бордюжа: Действительно, все функции рабочего органа по организации военного сотрудничества в рамках Содружества предлагается возложить на Секретариат Совета министров обороны СНГ. А ШКВС государств - участников СНГ предлагается сократить. Это абсолютно правильно. Сотрудничество в рамках СНГ в данной сфере носит больше военно-политический характер. По большому счету, у СНГ сегодня есть лишь Объединенная система ПВО, недавно отметившая свое 10-летие. Но ее активные участники - опять же члены ОДКБ.

У ОДКБ есть Объединенный штаб, есть управление военного сотрудничества в секретариате. Они активно работают, реализуются программы закупок вооружения и военной техники по внутренним ценам государства-производителя, подготовки на льготных условиях военных кадров, готовятся нормативные документы по миротворчеству (например, Соглашение о миротворческой деятельности и Положение о Коллективных миротворческих силах).

А большинство "военных" инициатив в рамках СНГ либо не подписаны всеми государствами, либо не ратифицированы... В общем, не вступили в силу. Более того, некоторые государства СНГ заявили о приверженности курсу вступления в НАТО. И уже переходят на структуру, стандарты и даже вооружение альянса. В этой ситуации трудно говорить о серьезном сотрудничестве и интеграции

известия: Но ведь и ОДКБ предлагала НАТО сотрудничать...

Бордюжа: Да, год назад мы передали в Брюссель предложения о сотрудничестве, но ответа нет. И понятно, что это не "технический сбой", не "ошибка исполнителей". Это политический шаг.

Только совместными усилиями ОДКБ и альянса можно решить ряд проблем. Например, противодействовать наркотрафику, терроризму в Центрально-Азиатском регионе. Несколько месяцев назад мы пригласили НАТО участвовать в операции по противодействию афганскому наркотрафику, проводимой государствами - членами ОДКБ. Помощь военной группировки США, других стран альянса, действующих в Афганистане, значительно увеличила бы эффективность операции. Однако и на этот раз НАТО молчит.

известия: В среду, накануне Совета коллективной безопасности, министры обороны ОДКБ рассмотрят План коалиционного военного строительства ОДКБ до 2010 и на дальнейшую перспективу и Концепцию создания Объединенных военных систем. О чем идет речь? Это попытка как-то реанимировать военное сотрудничество?

Бордюжа: План коалиционного военного строительства предусматривает, во-первых, завершение формирования и совершенствование военных группировок в системе ОДКБ - восточноевропейской (российско-белорусская), кавказской (российско-армянская) и предполагаемой к созданию военной группировки в Центрально-Азиатском регионе. Во-вторых, совершенствование Коллективных сил быстрого развертывания. В-третьих, переход к практической работе по созданию объединенных систем разведки, управления, связи, противовоздушной обороны.

Сегодня, например, существует Объединенная система ПВО СНГ. За десять лет в этой сфере немало сделано. Однако мы в рамках ОДКБ сосредоточили основные усилия на нерешенных проблемах. Так, система ПВО ОДКБ будет развиваться на основе региональных систем ПВО, на принципах совместного применения сил и средств в едином воздушном пространстве, под единым управлением, с применением общей инфраструктуры, по единому замыслу и плану.

известия: Официальные представители новых властей Киргизии высказывали заинтересованность в присутствии в их стране силовых структур ОДКБ или ШОС. Это значит, что революция - не повод разрушать военное сотрудничество, а даже наоборот?

Бордюжа: Об этом у меня был разговор с и.о. президента Киргизии Курманбеком Бакиевым. И я высказал сомнения в необходимости создания военной базы или даже антинаркотического центра в городе Ош. Такому центру потребуется проводить оперативно-розыскную деятельность, силовые операции, работать на границе - а это весьма тонкие сферы. Практически нет стран, которые заранее разрешают представителям иностранных спецслужб проводить операции на своей территории. Было бы разумнее говорить об оказании финансовой и методической помощи правоохранительным органам Кыргызстана в повышении их антитеррористического, антинаркотического потенциала, о более высоком уровне их взаимодействия с аналогичными службами других государств региона.

известия: Существуют ли у ОДКБ планы принятия новых членов?

Бордюжа: Нет заявок, поэтому нет планов приема. У некоторых стран есть интерес к членству в организации. Но мы считаем, что если кого и принимать, так только с уверенностью, что они будут активно сотрудничать в области безопасности. Реально обеспечить безопасность можно только путем более высокой интеграции в военном сотрудничестве. Но военное сотрудничество для нас - не самоцель. Просто, как в НАТО, наращивать силовой потенциал - это политика вчерашнего дня. Сегодня главное - противодействие терроризму, наркотрафику и нелегальной миграции.


Николай ХОРУНЖИЙ