СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Интегральное исчисление безопасности

Беседовал Роман СТРЕШНЕВ.

23 июня в Москве откроется сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Президентам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана предстоит обсудить и принять важные политические решения, касающиеся будущего Организации Договора о коллективной безопасности. В этой связи предлагаем вниманию читателей интервью с Генеральным секретарем ОДКБ Николаем БОРДЮЖЕЙ.

- Накануне сессии Совета коллективной безопасности государств - членов ОДКБ пройдет заседание Совета министров обороны организации. Среди вопросов, которые будут рассматриваться, - "План коалиционного военного строительства ОДКБ до 2010 г. и на дальнейшую перспективу" и "Концепция создания Объединенных военных систем". Не могли бы вы в общих чертах пояснить, о чем идет речь?

- На рассмотрение Совета министров обороны ОДКБ, заседание которого состоится 22 июня, выносится более двадцати вопросов, касающихся военной составляющей организации. В основе названных вами документов - решение прошлогодней сессии Совета коллективной безопасности (г. Астана), утвердившей основные направления коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. На базе этого документа подготовлен план коалиционного военного строительства с детализацией наших действий. Это, во-первых, завершение формирования и совершенствование военных группировок в системе ОДКБ. Во-вторых, дальнейшее развитие Коллективных сил быстрого развертывания. В частности, назначение командующего КСБР (сегодня эти обязанности возложены на заместителя начальника штаба Приволжско-Уральского военного округа). В третьих - выход на практические мероприятия по созданию объединенных военных систем разведки, управления, связи, противовоздушной обороны. Сегодня, например, существует Объединенная система ПВО СНГ, и за десять лет ее существования было сделано немало по формированию единого воздушного щита. Однако в ней есть и нерешенные проблемы, на которых мы, но уже в рамках ОДКБ, сосредоточили основные усилия. В частности, Советом коллективной безопасности обозначено, что развитие и совершенствование системы ПВО ОДКБ будет осуществлено на основе региональных систем противовоздушной обороны на принципах совместного применения сил и средств в едином воздушном пространстве, под единым управлением, с применением общей инфраструктуры, по единому замыслу и плану.

В целом я глубоко убежден, что реально обеспечить надежную безопасность сегодня можно только путем повышения уровня интеграции в вопросах военного сотрудничества.

- Как сообщали ранее многие СМИ, Киргизия и Россия обсуждали возможность усиления военного присутствия государств - членов ОДКБ на юге республики, что вы можете сказать по этому поводу?

- У меня также был разговор с исполняющим обязанности президента Киргизии Курманбеком Бакиевым. И я высказал сомнения в необходимости создания на юге Киргизии военной базы или же антинаркотического центра ОДКБ. Это связано с тем, что данный шаг потребует решения колоссального количества проблем юридического плана.



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Николай Бордюжа родился 20 октября 1949 г. в Орле. В 1972 г. окончил Пермское командно-инженерное училище, после чего проходил службу в РВСН, а затем КГБ СССР, ФАПСИ России. С 1992 по 1994 г. - заместитель командующего Пограничными войсками РФ. С 1994 по 1998 г. - заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ, директор ФПС РФ. В сентябре 1998 г. назначен секретарем Совета Безопасности России. С декабря 1998 г. - руководитель Администрации Президента РФ с сохранением поста секретаря СБ РФ. В 1999 г. - председатель Государственного таможенного комитета РФ. 22 декабря 1999 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Королевстве Дания. 28 апреля 2003 года на сессии Совета коллективной безопасности назначен Генеральным секретарем ОДКБ.

В частности, подобному центру потребуется проводить оперативно-разыскную деятельность, силовые операции, работать на границе, а это весьма деликатные сферы. На сегодняшний день практически нет стран, которые дают представителям спецслужб других государств карт-бланш на проведение тех или иных специальных операций на своей территории. Кстати, по этим же причинам, к сожалению, низка эффективность и международных антитеррористических структур. Они на достаточно высоком уровне занимаются анализом ситуации, созданием информационного банка данных, подготовкой специалистов, но непосредственное противодействие терроризму, наркотрафику невелико. Главная причина в том, что активная деятельность в этих сферах представителей других стран вступает в противоречие с национальным законодательством. Например, даже когда российские пограничники осуществляли охрану таджикско-афганской границы, "тылы" обеспечивали национальные спецслужбы. Было бы более разумно говорить в данном случае не о создании военной базы, а о направлении финансовых средств и оказании другой помощи национальным правоохранительным органам Киргизии в повышении их антитеррористического и антинаркотического потенциалов, о более высоком уровне их координации и взаимодействия с аналогичными службами государств региона.

- В рамках ОДКБ подписаны документы, предусматривающие льготный режим поставок вооружения и военной техники, а также обучения военных специалистов для государств - членов организации. Начал ли данный режим действовать?

- Режим льготных (по внутренним ценам) поставок вооружений и техники в формате ОДКБ уже действует. В 2003 году была достигнута договоренность, что льготы распространяются не только на подразделения и части, входящие в состав региональных группировок войск (сил) ОДКБ, но и на все вооруженные силы шести государств. Год назад Правительство РФ создало механизм координации деятельности всех организаций, причастных к военно-техническому сотрудничеству со странами - членами ОДКБ. Фактически соглашение реально заработало около полугода назад. Объемы этого взаимодействия контролирует Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Минобороны во главе с Михаилом Дмитриевым.

ВТС также дополняется и военно-экономическим сотрудничеством. Так, 23 июня на сессии Совета коллективной безопасности президенты государств - членов ОДКБ рассмотрят проект создания в рамках нашей организации Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству. В сфере ее деятельности, в частности, будут вопросы совместного производства вооружения и военной техники. И в этот процесс будут вовлечены все государства ОДКБ. Некоторые страны, например Казахстан, уже заявляют о желании финансировать те или иные проекты. Российская компания "Оборонительные системы" разрабатывает вопрос о создании холдинга с участием государств - членов ОДКБ. В формате нашей организации имеются планы по совершенствованию рекламно-выставочной деятельности.

Льготный режим действует и в сфере подготовки военных кадров. При этом обучение проводится за счет принимающей стороны, а содержание - за счет направляющей. Отмечу, что государства - члены организации весьма активно используют эту форму. Например, от Республики Казахстан в вузах Минобороны России по квоте ОДКБ обучается 391 военнослужащий, а от Армении - 134.

- Где планируется провести следующее учение "Рубеж-2006"?

- Место и сроки проведения совместного командно-штабного учения "Рубеж-2006" будут обсуждаться в ходе заседания Совета министров обороны ОДКБ 22 июня. При этом хочу отметить, что "Рубеж" - не единственное запланированное на следующий год учение. Например, мы планируем провести КШУ по отработке алгоритма принятия и реализации решений Совета коллективной безопасности по оказанию помощи государству - члену ОДКБ, подвергшемуся агрессии. Эти учения пройдут в Белоруссии и Армении.

- В рамках ОДКБ все большее внимание уделяется информационному противодействию вызовам и угрозам. Насколько эффективна такого рода деятельность?

- Понимание важности политического противодействия сегодняшним вызовам и угрозам выдвигает на первый план и информационное направление этой деятельности. Очевидно, что его роль будет возрастать. Я обращу внимание лишь на принципиальные моменты информационного взаимодействия в рамках организации. Во-первых, чтобы выстроить эффективную систему коллективной безопасности, информационная политика наших государств должна иметь благоприятную по отношению друг к другу направленность с пониманием особенностей друг друга и заботой о том, чтобы союзнические связи крепли. Во-вторых, для нужд коллективной безопасности в информационных структурах силовых органов исполнительной власти государств - членов ОДКБ должны быть заложены определенные скоординированные, понятные и принятые всеми принципы взаимодействия. И не только на период проведения учений или антинаркотических операций.

Еще один аспект - совместные проекты в рамках организации. Секретариат ОДКБ, ряд ведомств наших государств и организаций гражданского общества совместно начали и уже осуществляют некоторые планы на информационном поприще. В прошлом году был проведен Международный антитеррористический медиафорум "СМИ против терроризма и наркоугрозы", который дал импульс осмыслению вопроса, как организовать реальное информационное противодействие экстремизму, терроризму, наркотикам и другим угрозам. Медиафорум сыграл свою роль: многие средства массовой информации заинтересовались вопросами коллективной безопасности.

Позитивный импульс медиафорума заключается и в том, что на основе его рекомендаций под эгидой ОДКБ сегодня создается и набирает силу международная журналистская организация с одноименным названием "Международный антитеррористический медиафорум". Она организует работу так, чтобы на экранах и печатных полосах появлялись правдивые и актуальные материалы по контртеррористической, антинаркотической тематике, направленные против экстремизма и идеологии насилия. При этом наращивает международные связи, находит сторонников и союзников в наиболее влиятельных СМИ, привлекает к сотрудничеству писателей, ученых, деятелей культуры.

Со своей стороны для поддержки усилий медиафорума Секретариат ОДКБ разработал и представил на обсуждение всех шести государств проект Межгосударственной целевой программы информационного противодействия современным угрозам и вызовам, где заложены основные принципы и представлены основные направления такой информационной работы. Кстати, идея этой программы была изначально поддержана президентами наших государств.

И еще один вопрос, на котором хотелось бы остановиться, - уровень готовности СМИ к работе в современных условиях, их компетентности в плане безопасности вообще и коллективной безопасности в частности. Чтобы заранее снять эти вопросы, во взаимодействии с Международным центром подготовки специалистов по борьбе с экстремизмом и терроризмом МВД России Секретариат ОДКБ и медиафорум проводят тренинги журналистов, специализирующихся на освещении контртеррористической тематики.

- На прошедших в Москве консультациях представители некоторых государств-членов ОДКБ выразили обеспокоенность обстановкой, которая складывается вокруг их стран. Что вы можете сказать по поводу все возрастающей политической, экономической и военной активности США и других стран в зоне ответственности организации?

- Конечно же, мы уделяем внимание этой теме. На регулярных встречах представителей государств - членов ОДКБ в том числе обсуждаются и вопросы, связанные с деятельностью внерегиональных военно-политических структур и отдельных государств на пространстве ОДКБ. Естественно, в ходе таких обсуждений и консультаций сверяются позиции на этот счет, вырабатываются единые или согласованные подходы к тому, какая могла бы быть коллективная реакция на деятельность других структур в регионе.

Все шесть государств едины в том, что США и другие внерегиональные государства и организации должны действовать на постсоветском пространстве в полном согласии с международным правом и в духе конструктивного содействия укреплению региональной безопасности. При этом они не могут не считаться со стратегическими интересами и задачами сформировавшихся здесь интеграционных механизмов и должны учитывать их в своей политике, проецируемой на наш регион. Само собой разумеется, что любые планы вмешательства во внутренние дела государств региона и тем более попытки применять силовые и другие противоречащие международным правовым нормам действия неизбежно будут вызывать озабоченность, а возможно, неприятие. И США, и любые третьи государства должны видеть выгоду и преимущества для себя в активном диалоге с нашими структурами в интересах гармонизации подходов, укрепления общей стабильности и взаимного доверия.

- Существует мнение, что ОДКБ ждет участь СНГ. Каковы, на ваш взгляд, перспективы ОДКБ? С какими трудностями еще придется столкнуться организации?

- У меня нет чувства пессимизма по поводу участи как СНГ, так и ОДКБ. Это по большому счету две разные организации со своими проблемами, перспективами и задачами на будущее. Содружество, несомненно, сохранится и займет свою нишу в системе международных отношений на постсоветском пространстве. Что касается ОДКБ, то здесь речь идет о прагматической цели наладить и развивать взаимодействие по совершенно конкретным практическим задачам. К этому наша организация хорошо подготовлена, ее деятельность строится на надежной основе единства цели, союзнической солидарности и осознания важности коллективных усилий в обеспечении национальных интересов государств-членов. При сохранении этой основы я вижу реальную перспективу дальнейшего углубления интеграционных процессов в формате ОДКБ, ее становления в качестве признанного, полноправного партнера в международном сообществе, эффективного механизма в противодействии современным вызовам и угрозам.

Этим целям, я уверен, будут надежно служить представленные на июньской сессии СКБ в Москве документы по всему комплексу вопросов деятельности организации, рассчитанных на ближайшую и долгосрочную перспективу. Могу только пожелать руководству Российской Федерации, к которой переходит с 23 июня председательство в ОДКБ, настойчивости и последовательности в работе, инициативы в постановке инновационных задач.