20 июля 2005 | ИД "Время" |
"Мы не будем вмешиваться в "цветные революции"
В начале следующей недели в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке открывается шестая встреча высокого уровня с региональными и другими межправительственными организациями. Тема саммита "Партнерство ООН с региональными организациями в интересах безопасности мира". Одним из центральных в повестке встречи станет анализ новых вызовов: последует за ними кризис или их появление создает новые возможности глобального развития. Второй раз во встрече будет участвовать генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай БОРДЮЖА. Перед отъездом он побеседовал с военным обозревателем "Времени новостей" Николаем ПОРОСКОВЫМ.
- Как обычно проходят встречи Генерального секретаря ООН с руководителями региональных организаций безопасности и что следует за таким общением?
- Это встреча высших должностных лиц примерно пятидесяти региональных организаций мира - НАТО, Евросоюза, СНГ, ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества, АСЕАН, Лиги арабских государств, Организации американских государств и т.д. Участники встречи обсуждают наиболее важные проблемы безопасности. Там можно услышать самые различные мнения на этот счет. Два года назад на подобной встрече обсуждали проблемы терроризма. И оказалось, что оценка этого явления, подходы к нему разные: кто говорит, что это борьба цивилизаций, кто - что это абсолютно закономерный и справедливый ответ на государственный терроризм и т.д.
Найти консенсус даже по такой, казалось бы, ясной проблеме, как терроризм, нелегко. На этот раз будут обсуждены вопросы диалога цивилизаций, защиты прав человека в ходе антитеррористической деятельности, создания глобальной системы безопасности. Такие встречи позволяют лучше понять, что происходит в мире. Мы берем на вооружение некоторые предложения, что высказываются участниками. Кроме того, на таких встречах излагаются установки ООН по тому или иному вопросу. Но документы, которые принимаются по результатам встречи, носят рекомендательный характер.
- На встрече наверняка речь пойдет и о прозвучавшем недавно требовании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) вывести из Центральной Азии американские военные базы. Как вы относитесь к требованию ШОС? Как это повлияет на действия антитеррористической коалиции?
- Я не драматизирую эту ситуацию. Положительное развитие обстановки в Афганистане позволяет говорить об определенной стабилизации, поэтому появилось абсолютно закономерное желание государств - членов ШОС определиться с присутствием иностранных воинских контингентов, в том числе на постсоветском пространстве. Это ведь не требование о немедленном выводе войск, не жесткая постановка вопроса: сколько вы еще здесь пробудете?
Рекомендации ШОС звучали так: было бы неплохо определиться со сроками пребывания на нашей территории ваших баз. Мне понятен и ответ американцев: сроки пребывания их баз определялись на двухсторонней основе. Поэтому некоторые эксперты напрасно возмущаются и пишут в газетах, что США не желают отвечать ШОС. Американцы и не могут ответить -- по всем дипломатическим критериям они должны решать проблему с тем государством, которое дало им право разместить на своей территории воинский контингент. Вопрос должен обсуждаться в двухстороннем формате.
- Желание избавиться от американских баз, во всяком случае у инициатора этого предложения Ислама Каримова, вероятно, продиктовано боязнью новых "цветных" революций, которые якобы инициируются Соединенными Штатами.
- Можно выдвигать на этот счет множество мнений, но я не присутствовал на саммите ШОС и не стану гадать. Хотя, на мой взгляд, такая версия достаточно реальна.
- Но вернемся к нашим делам. Когда планируется развернуть третью (вслед за российско-белорусской и российско-армянской) группировку войск ОДКБ -- центральноазиатскую?
- В соответствии с планом коалиционного военного строительства, который утвердили президенты, предполагается создание такой группировки. Она будет четырехсторонней, с участием Таджикистана, Киргизии, Казахстана и России.
Одним из элементов этой группировки станут уже имеющиеся в Центральной Азии Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Новая группировка будет создана в ближайшие несколько лет, во всяком случае, план рассчитан до 2010 года. Я считаю, что это своевременная и правильная мера.
- На какой стадии сегодня создание объединенных систем ОДКБ -- разведки, связи, управления, противовоздушной обороны?
- По противовоздушной обороне уже есть решение президентов. Из общей системы ПВО СНГ выделяется подгруппа государств - членов ОДКБ, чьи формирования будут иметь более высокий уровень интеграции: единая система боевого дежурства, управление действиями дежурных сил, единое воздушное пространство. По другим интегрированным системам идут консультации, как задуманное реализовать на практике. Думаю, на создание систем разведки, связи и управления уйдет лет пять. Уже есть документ, предусматривающий совершенствование Коллективных сил быстрого развертывания с точки зрения экипировки, вооружения, создания сопрягаемых средств связи. Решается вопрос о введении освобожденной должности командующего КСБР, который бы всем этим и занялся. На базе КСБР, наконец, мы пытаемся создать действительно образцовые подразделения, которые демонстрировали бы, что такое военная составляющая ОДКБ.
- Вопрос к вам как к бывшему пограничнику. Как изменилось положение на таджикско-афганской границе после передачи ее охраны таджикским "зеленым фуражкам"?
- Я считаю, что охрану этого участка границы надо было давно передать Таджикистану как суверенному государству, имеющему свою пограничную службу. Но российские пограничники с этого участка не ушли. Просто изменена система охраны, которая предусматривает взаимодействие. Говорить о провалах в системе госграницы, которые предрекали при передаче, нельзя. Таджикские подразделения при поддержке российских специалистов вполне боеспособны, командует ими очень подготовленный руководитель, имеющий боевой опыт, - генерал Сайдомир Захуров.
- Год назад вы обращались к руководству НАТО с предложением о сотрудничестве. Я слышал, что Альянс отреагировал на него вяло.
- Лед тронулся после недавнего визита в Москву генерального секретаря НАТО и его беседы с президентом России. Мы, наконец, получили ответ на свои предложения. России, как государству, председательствующему в ОДКБ, предложено провести брифинг по возможностям, целям и задачам нашей организации.
- В каких сферах возможно сотрудничество с НАТО?
- В пресечении афганского наркотрафика в Центральной Азии, в совместной ликвидации чрезвычайных ситуаций. А дальше посмотрим.
- Верно ли, что НАТО противится интеграции в рамках ОДКБ?
- Я не сказал бы, что это НАТО противится. Мы действительно чувствуем, что есть внешние силы, которые выступают против интенсивного развития ОДКБ. Например, представителям государств Центральной Азии со стороны США вбрасывается идея о создании в регионе некой другой организации, которая занималась бы вопросами безопасности. Объясняется предложение тем, что ОДКБ и ШОС - неэффективные структуры. Иногда мы ощущаем противодействие в установлении активных (и эффективных) контактов с ШОС.
- Недавно вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов сказал, что НАТО вытеснит наши базы из Грузии, а затем и из Армении. Сам же Альянс устроит в этих странах пункты оперативного базирования с инфраструктурой и небольшим количеством личного состава, которые будут готовы принять более крупные силы. Реальна ли такая перспектива?
- Нет оснований говорить, что в той же Армении переосмысливают свое участие в ОДКБ. Напротив, Армения - один из самых активных членов нашей организации. Да, страна интенсивно сотрудничает с НАТО и США. Как, впрочем, и Россия, и другие государства. Однако основа безопасности Армении в сотрудничестве с ОДКБ. Об этом говорил и министр обороны, и президент. И действия Армении сегодня это подтверждают.
- Реакции ОДКБ на "цветные" революции в Киргизии и Узбекистане заметно не было. Но ведь революции были угрозой для этих стран. А если еще будут подобные потрясения?
- Я бы не стал связывать ОДКБ напрямую с "цветными" революциями. Организация сформирована под внешние угрозы военного и террористического характера. "Цветные" революции - это зачастую продолжение политической борьбы, которая ведется внутри государства. ОДКБ, на мой взгляд, не должна в нее вмешиваться. Вот если будет попытка внешнего воздействия... Конечно, ни одному государству небезразлично, какова ситуация у соседей. Руководство ОДКБ будет способствовать обеспечению стабильности в регионе. Но если вы думаете, что я скажу о нашей готовности использовать в таких ситуациях войска, то я скажу: не готовы. И не рассматривали никогда такой возможности. Мы готовы использовать колоссальный политический потенциал лидеров государств, национальные элиты для воздействия на эмиссаров различных группировок, политических лидеров, чтобы борьба не выплескивалась на улицы.
- В мае вы предложили ОБСЕ партнерство против наркотиков. Какова судьба этого предложения?
- При проведении последней антинаркотической операции "Канал" мы привлекли несколько государств - не членов ОДКБ: Азербайджан, Узбекистан, Иран. Хотим привлечь и Китай. А по пресечению синтетических наркотиков, которые идут в основном из Европы, есть договоренность с председателем координационного совета руководителей антинаркотических структур государств - участников СНГ Виктором Черкесовым приглашать на операции соответствующие службы государств Прибалтики, Украины, Польши.
- Белорусы предлагают срочно принять меры для борьбы с нелегальной миграцией. По их мнению, не в полной мере урегулированы международно-правовые обязательства сторон. Например, не везде предусмотрено наказание за организацию нелегальной миграции, нет сети учреждений для временного содержания нелегалов...
- Они правы. Работа здесь идет не так слаженно, как по наркотикам. Попытки решить проблему внешней, трудовой миграции в рамках СНГ не увенчались пока успехом. Мы тоже попытались провести одну практическую акцию в этом году, но не отработали до конца все детали, и результат получили лишь частичный. В следующем году планируем еще ряд мероприятий. Уже подготовили несколько предложений для председателя Совета коллективной безопасности - президента России, каким образом повысить эффективность наших рабочих органов по противодействию незаконной миграции.
- Раньше было много проблем из-за разночтений в национальных законодательствах членов ОДКБ. А сегодня?
- Это вопрос гармонизации законодательств, создания целого пакета законов в каждом государстве, который обеспечивал бы эффективную совместную работу по терроризму, наркотикам, незаконной миграции. Гармонизацией законодательства занимаемся совместно с межпарламентской ассамблеей СНГ, отработано огромное количество так называемых модельных законов, но этого недостаточно. Мы пытаемся проанализировать, чего не хватает в национальных законодательствах. Это одно из главных наших направлений. Даже при политической воле руководства государств нас все равно разъединяют законы - в каждом государстве они свои.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ