Николай Константинович Рабчонок, генерал-майор, начальник Института национальной безопасности Республики Беларусь
Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ)
и перспективы ее развития
(к годовщине вступления в силу документов о создании ОДКБ)
Глобальные изменения в мире очевидны для всех. Не могут оставаться незамеченными и далеко не всегда конструктивные перемены в различных регионах планеты, в том числе и на территории бывшего Советского Союза. А международный терроризм, транснациональная преступность все амбициознее заявляет о себе. Учет этих факторов обязывает к новому осмыслению геополитических реалий в архитектуре современного мира.
После распада Советского Союза бывшие советские республики фактически с самого начала взяли курс на строительство национальных вооруженных сил, хотя в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от 8 декабря 1991 года говорилось о сохранении общего военно-стратегического пространства.
Уже в течение 1992 года в рамках СНГ были подписаны соглашения, которые предусматривали формирование единого оборонного бюджета, устанавливали принципы комплектования Объединенных Вооруженных Сил СНГ и прохождения в них военной службы, определяли параметры военно-технического сотрудничества. Но все эти документы носили в основном переходной характер и были направлены, по сути, на упорядоченный раздел советского военного потенциала.
Были приняты также решения, нацеленные на перспективу и до настоящего времени определяющие институциональную базу многостороннего сотрудничества. К ним относятся, в частности, создание Совета Министров обороны (СМО) СНГ - уставного органа по вопросам военной политики и военного строительства.
Во многом, ответной реакцией на события в Афганистане стало заключение Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Россией и Узбекистаном Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Документ, подписанный 15 мая 1992 года в Ташкенте, предусматривал консультации в случае возникновения угрозы одному или нескольким государствам-участникам либо международному миру, а также взаимопомощь, включая военную, в случае агрессии против любого из государств-участников. В 1993 году вместе с Азербайджаном и Грузией к Договору присоединилась и Беларусь.
Рассматривая политический механизм действия Договора правомерно сделать акцент на том, что последний и на сегодняшний день остается открытым для присоединения других государств. Необходимо отметить важную роль подписанного в 2002 году Устава созданной Организации ДКБ, который предусматривает также официальный статус наблюдателей.
Прослеживается два важных этапа истории Договора: первый - 1992-2000гг., когда он не имел практического выполнения и был мало продуктивным; в развитии сотрудничества не хватало динамики, провозглашенные планы формирования системы коллективной безопасности не реализовывались, высший орган ДКБ - совет коллективной безопасности (СКБ) собирался нерегулярно.
Вторым этапом развития Организации ДКБ явилось принятие 2 апреля 1999 года в Москве Протокола о продлении Договора на 5 лет и решений Минской сессии СКБ от 24 мая 2000 года, когда был заложен принцип автоматического продления на последующие периоды. Естественно, что определяется и радикальный поворот в деятельности Договора, поворот, прежде всего, политический - Минская сессия мая 2000 года.
Политический механизм военного сотрудничества государств-членов Организации ДКБ в настоящее время приобрел динамику и новый характер взаимодействия, выражающиеся в следующем:
- создана и функционирует достаточно стройная система основных органов ДКБ;
- основным методом подготовки и принятия решений в рамках Договора на всех уровнях являются консультации;
- происходит активизация политической составляющей Договора в форме заявлений СКБ по принципиальным вопросам деятельности ДКБ, проблемам региональной и международной безопасности, в том числе противодействие международному терроризму.
Следует акцентировать внимание и на том, что осязаемым фактором многосторонней военной интеграции, особенно в плане противодействия международному терроризму, стало создание в августе 2001 года коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центральной Азии, Командования и Штаба этих сил, включая постоянную оперативную группу в Бишкеке.
23 июня 2005 года на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ было заявлено, что эта организация, призванная обеспечить военную безопасность целого региона, способна стать реальной силой в мировой системе безопасности и выступать на том уровне, который до настоящего времени занимал только блок НАТО.
Эта задача крайне актуальна для всего постсоветского пространства, поскольку оно сталкивается сразу с целым рядом угроз (потенциальных и реальных): с запада ОДКБ непосредственно граничит с НАТО, с юга - сталкивается с усиливающимся давлением со стороны исламского экстремизма. Не менее сложно формируется обстановка в регионе Кавказа, где сохраняется угроза возобновления карабахского кризиса, а Грузия стремится вступить в НАТО и сделать свою территорию плацдармом для действий сил Альянса в Центрально- азиатском и Закавказском регионах.
Исходя из этих посылок, складывающаяся обстановка требует от стран ОДКБ еще большей сплоченности, солидарности и скоординированности усилий по укреплению безопасности на пространстве ОДКБ.
Главы шести стран-участниц Организации постоянно консультируются по военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ, в районе Центральной Азии и на прилегающих территориях. Большое внимание уделяется дальнейшему развитию военной составляющей ОДКБ: коалиционному военному строительству на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, созданию Объединенной группировки войск Центрально-азиатского региона коллективной безопасности.
За последнее время в рамках ОДКБ сделаны реальные шаги, позволившие не только динамично развивать сотрудничество шести стран, но и укрепить авторитет этой структуры на международной арене. Важным является уже тот факт, что ОДКБ предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Это можно рассматривать как признание ее роли и значения в качестве эффективной международной региональной организации. ОДКБ утвердилась как организация, играющая самостоятельную стабилизирующую роль в системе глобальной и региональной безопасности.
За минувшее время сделано много шагов по претворению в жизнь ранее принятых решений. Многие из них реализованы. Важное значение имеет тот факт, что деятельность по таким направлениям, как всестороннее развитие внешнеполитического взаимодействия, совершенствование военного сотрудничества, противодействие современным вызовам и угрозам, налаживание информационной кооперации, переведена в практическую плоскость.
Особую озабоченность вызывает ситуация в Центральной Азии, в частности, в Афганистане, на территории которого, несмотря на присутствие американских и других войск, сохраняется обстановка беспредела, превратившая страну в крупнейший рынок по производству наркотиков, транзитом следующих через территории стран ОДКБ в Европу. Здесь же проходят и пути нелегальной миграции. Лидеры стран-участниц ОДКБ, оказывающих содействие Афганистану в постконфликтном обустройстве, выражают серьезную обеспокоенность в связи с тем, что на территории этого государства по-прежнему функционируют базы подготовки террористов, в том числе и не без ведома некоторых иностранных спецслужб.
Эти и другие вызовы и угрозы современности побуждают членов ОДКБ к выработке эффективных инструментов противодействия. Главам государств-членов ОДКБ удалось выйти на ряд принципиальных практических договоренностей. Намечены основные приоритеты: совершенствование коллективного взаимодействия военных сил, сотрудничество в области противовоздушной обороны, взаимодействие в сфере производства специальной и военной техники и кооперация экономик по данному направлению, подготовка военных кадров.
Принят пакет документов по военному строительству в рамках ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В частности, президенты Армении, Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана утвердили приоритетные направления деятельности ОДКБ во втором полугодии 2005 года - первом полугодии 2006-го, план основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ на 2006-2010 годы.
По мнению президентов, во многом определяющее значение для развития сотрудничества в ОДКБ будет иметь подписанное ими в Москве соглашение о подготовке военных кадров.
Решение о создании Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству послужит стимулом для более тесной кооперации оборонно-промышленных комплексов шести стран-участниц.
Достигнута договоренность о создании специальной структуры по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Президенты рассмотрели комплекс вопросов по практическому взаимодействию ОДКБ с международными организациями, в частности ООН, ШОС, НАТО. Как отметил российский президент В.В. Путин, не исключено, что в дальнейшем потенциал Организации может быть использован для миротворческой деятельности.
По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Организация Договора о коллективной безопасности "оказалась на острие решения целого ряда проблем: международный терроризм, транснациональная преступность, наркотрафик и незаконная миграция. Эти проблемы на сегодняшний день в мире без ОДКБ разрешить невозможно".
Таким образом, логичной последовательностью тем, обсуждаемых государствами-членами ОДКБ, конкретикой принимаемых решений, результативностью их исполнения, обществу дается знак, что интеграционные инициативы несут отнюдь не декларативный характер. Рабочий процесс активно развивается, а озвученные идеи находят практическую реализацию. И выиграют от этого не только шесть государств ОДКБ, но и, без сомнения, все мировое сообщество.