ВОЗНЯ НАТО НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАСТОРАЖИВАЕТ
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности подводит промежуточные итоги деятельности альянса
Василина Васильева
15 мая 1992 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ), который впоследствии трансформировался в более статусную организацию. В связи с 15-летним юбилеем Организации Договора о коллективной безопасности ее генсек Николай Бордюжа дал эксклюзивное интервью "МН".
МН: Николай Николаевич, что удалось сделать за 15 лет в рамках этого договора?
Бордюжа: Реальные результаты совместной деятельности, конечно же, есть. Он дважды сработал в пользу обеспечения безопасности. Первый - когда в середине 1990-х страны СНГ, подписавшие этот документ, приняли решение по таджикско-афганской границе, в частности, контингенты России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана оказали содействие Таджикистану в урегулировании внутриполитической ситуации и в пресечении переброски бандформирований из Афганистана на территорию этой страны. Второй раз - в период баткенкских событий в Киргизии, когда участники договора пресекли деятельность Исламского движения Узбекистана. Эти примеры свидетельствуют, что ДКБ функционировал, но, может, не так активно. Перелом наступил в начале XXI века, когда на фоне обострения ситуации в мире, активизации террористической деятельности появилось понимание необходимости коллективных усилий по обеспечению безопасности. Было принято решение о создании на базе ДКБ Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Практика подтверждает, что это решение было обоснованным. Сегодня ОДКБ наполнила свою деятельность практическим содержанием, трансформируясь из военно-политического блока в международную универсальную организацию безопасности, заняв свою особую нишу в глобальной системе международных отношений.
МН: Когда будут созданы миротворческие силы ОДКБ, о которых говорят не первый год?
Бордюжа: Действительно, об этом идет речь уже три года. Весь пакет документов, четыре базовых соглашения, уже согласован в странах ОДКБ. Надеюсь, что эти документы будут подписаны на очередной сессии организации в июле нынешнего года.
МН: Планируется ли расширение альянса за счет новых членов? Насколько реально вхождение в ОДКБ Украины - и сейчас, и в долгосрочной перспективе?
Бордюжа: Мы не занимаемся перетягиванием на свою сторону тех или иных стран. Это неправильно. Организация открыта для всех желающих. У нас есть нормативная база, регулирующая порядок вступления в альянс. Мы если и работаем в направлении привлечения в ОДКБ других государств, то в рамках конкретных программ. Например, в программах противодействия наркотрафику кроме стран "Семерки" участвует еще двенадцать государств. Сейчас мы стремимся показать практическую значимость и полезность ОДКБ, и тем самым повысить ее привлекательность. Только таким образом мы можем говорить о привлечении новых членов.
Что касается Украины, то Киев пока не проявляет никаких инициатив к взаимодействию с ОДКБ. Эта страна, кстати, довольно пассивно ведет себя и в СНГ. Поэтому на сегодняшний день каких-либо перспектив участия Украины в деятельности ОДКБ я не вижу. Тем более что время от времени украинские политики заявляют о страстном желании Украины вступить в НАТО. Сегодня мы если и поддерживаем отношения с Киевом, то только по конкретным направлениям деятельности. Например, Украина иногда принимает участие в операциях ОДКБ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
МН: Как реализуются совместные программы по укреплению кадрового состава Вооруженных сил (ВС) стран ОДКБ и по переоснащению их современным вооружением? Будет ли самое современное оружие поступать в армии государств альянса?
Бордюжа: Основой ОДКБ в военной сфере являются два базовых соглашения - о льготном режиме военно-технического сотрудничества и бесплатной подготовке военных кадров. Эти документы определяют всю деятельность организации на перспективу. С 2000 года в военных вузах России обучается более 2,5 тыс. офицеров ВС стран ОДКБ. В нынешнем году в российские военные учебные заведения поступили около 400 человек из вооруженных сил государств-союзников. Также интенсивно ведется подготовка военных кадров для Казахстана и Белоруссии. Это помогает укрепить кадровый потенциал и унифицировать подготовку.
Что касается военно-технического сотрудничества, то только за последний год более чем в полтора раза увеличилось число заказов из стран ОДКБ по приобретению нового оружия и техники у российских изготовителей. Исключительная активность по переходу на новые образцы оружия российского производства у ВС Казахстана.
Мы находимся на пороге серьезного прорыва с точки зрения военно-технического сотрудничества в рамках "Семерки". С учетом экономического подъема стран ОДКБ, думаю, в ближайшее время пойдет интенсивное переоснащение ВС этих государств.
МН: ОДКБ является основной силой, обеспечивающей безопасность в Центральной Азии. Как вы оцениваете ситуацию в регионе?
Бордюжа: Я бы не назвал ее острой. Да, мы отмечаем тенденции обострения обстановки. Основные тревожные импульсы идут из Афганистана: весеннее наступление талибов, активизация деятельности экстремистов плюс наркотрафик. Но в других странах ситуация достаточно стабильна. Правда, в Киргизии есть определенные проблемы, связанные с политическим противостоянием внутри страны. Бишкек сейчас ищет свою модель государственного устройства. Надеюсь, что сегодняшние тенденции по снижению этого противостояния наберут силу и Киргизия наконец-то войдет в русло спокойного стабильного развития, в первую очередь экономического. Экономика - основа всего, в том числе безопасности.
МН: Могут ли события в этой стране дестабилизировать ситуацию в регионе, как прогнозирую некоторые эксперты?
Бордюжа: Не думаю. Страны ОДКБ - Россия и Казахстан в первую очередь - принимают самые серьезные усилия для того, чтобы напряженность в стране снизилась.
МН: Есть ли необходимость в создании еще одной авиабазы в Центральной Азии? В частности, возможно ли использовать для этих целей аэродром Карши-Ханабад на границе Узбекистана и Афганистана?
Бордюжа: Любая военная база создается под конкретные задачи и цели. Сегодня в Центральной Азии находятся две российские базы - 201-я в Таджикистане и авиабаза "Кант" в Киргизии, призванная прикрыть с воздуха операции, которые, возможно, могут проводить в регионе коллективные силы быстрого развертывания ОДКБ. Думаю, на сегодня этого достаточно. И, судя по обстановке в Центральной Азии, пока нет необходимости создания дополнительных баз. Если ситуация обострится, тогда можно будет говорить о появлении новых объектов.
МН: В некоторых киргизских СМИ появилась информация о том, что местные власти ведут переговоры о размещении в республике базы НАТО в преддверии начала иранской кампании. Что вы думаете по этому поводу?
Бордюжа: Не думаю, что эта информация достоверна. Гипотетически можно сколько угодно рассуждать о создании в Киргизии натовской базы, но оснований для серьезного обсуждения этого вопроса пока нет.
МН: Известно, что переговоры о создании натовских баз в рамках иранской программы ведут Грузия и Азербайджан, и не исключено, что эти объекты вскоре появятся на территории этих стран СНГ. Насколько будет опасно ОДКБ такое соседство с Североатлантическим альянсом?
Бордюжа: Я уже неоднократно говорил, что нас очень настораживает вся эта возня вокруг стран, входящих в ОДКБ, и целенаправленные работы по созданию военной инфраструктуры в непосредственной близости от нас. И не только на Кавказе и в Центральной Азии: есть еще планы по размещению элементов ПРО в Польше и Чехии, баз в Румынии и Болгарии, строительство радара в Прибалтике. И на этом фоне, вкладывая в создание этих военных объектов сотни миллионов долларов, нам говорят: "Это не против вас". А тогда против кого? Военная инфраструктура создается под военные задачи, и если она есть в наличии, значит, может быть использована. А так как натовская инфраструктура создается в непосредственный близости от стран ОДКБ, значит, она и может быть использована против этих государств.
Мало того, элементы ПРО впервые за всю историю существования стратегических ядерных сил США появились в непосредственной близости от границ Белоруссии и России. Даже сам факт наличия этих ракетных установок - не важно, какого предназначения, - для нас опасен. Сегодня эта установка имеет параметры противоракетные, а завтра она может иметь параметры наступательного оружия. Это достаточно просто меняется. А 10 или 16 ракет наступательного класса в непосредственной близости, с минимальным временем подлета до границ России или Белоруссии - это уже очень серьезно.
И нас не убеждают объяснения партнеров из США и НАТО, которые не вяжутся с тем, что предпринимается. Россия, как и любое уважающее себя государство, сейчас принимает весь комплекс мер, и не только дипломатических. И когда начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский заявляет о том, что мы будем осуществлять действия асимметричного характера и принимать военные меры по этим объектам, значит, будем.
МН: Считаете ли вы реальным размещение элементов ПРО на Украине?
Бордюжа: Достоверной информации по этому поводу у меня нет. Отмечу, что размещение элементов ПРО на территории любого государства не обеспечивает его безопасность.
МН: Почти год назад Узбекистан инициировал восстановление своего членства в ОДКБ. Выполнил ли Ташкент необходимые процедуры для полноценного участия в альянсе?
Бордюжа: Сейчас Узбекистан работает по подготовке нормативно-правовой базы. Узбекские представители активно участвуют во всем, что мы сегодня делаем в направлении развития ОДКБ. Ташкент включился в работу с самого начала возобновления участия в организации, и узбекская сторона сегодня фактически является полноправным членом ОДКБ. Параллельно с этим в Узбекистане прорабатываются 79 документов, подписанных ранее без участия Ташкента. Большая часть уже адаптирована к национальному законодательству, 16 готовится к ратификации. В соответствии с протоколом до 1 января 2008 года Ташкент должен завершить ратификацию всех межгосударственных актов.
МН: Планируется ли проведение военных учений ОДКБ на территории Узбекистана?
Бордюжа: До тех пор, пока Узбекистан не завершит процедуру присоединения ко всей нормативно-правовой базе организации, мы не сможем проводить учения на территории этой страны, потому что это сопряжено с определенными трудностями юридического характера. Поэтому ни в текущем, ни в следующем году ОДКБ учения в Узбекистане не планирует.