Николай Бордюжа: "Если бы Азербайджан сейчас решил стать государством-членом ОДКБ, его собственная политика и практические действия внутри Организации были бы направлены на укрепление коллективной безопасности"
19 Мая 2008 [09:10] - Day.Az
Интервью Day.Az с генеральным секретарем Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ Николаем Бордюжей
- Насколько сегодня эффективна ОДКБ? И насколько реально достижение Организацией уровня НАТО, а также вступление в Организацию всех стран-участниц СНГ?
- Прежде всего, хотел бы приветствовать читателей информационного агентства Day.Az. Надеюсь, что, ознакомившись с нашими ответами, читатель сумеет четко представить себе цели и задачи, которые сегодня стоят перед Организацией в деле обеспечения международной и региональной безопасности. Поэтому заранее благодарю редакцию за проявленный интерес к ОДКБ и за эту публикацию.
Эффективность ОДКБ, которой в этом году исполняется всего лишь 5 лет, определяется результативностью ее действий при решении актуальных задач.
Во-первых, нам удалось достичь высокого уровня координации внешней политики по тем вопросам международной жизни, которые представляют общий интерес для государств-членов Организации. Один из результатов согласованного подхода - избрание Казахстана кандидатом на пост председателя ОБСЕ в 2010 году.
Во-вторых, скоординированный подход к оказанию помощи Афганистану в постконфликтном восстановлении (практические вопросы уже обсуждались с руководством ИРА в Кабуле Рабочей группой ОДКБ).
В-третьих, обеспечено прочное взаимодействие в военной и военно-технической областях (регулярно проводятся учения, созданы коалиционные группировки войск в Западном, Кавказском и Центральноазиатском регионах, сформированы коллективные силы быстрого развертывания в ЦАР; обеспечены льготные условия поставок вооружения и обучения военных специалистов).
В-четвертых, налажена координация усилий по борьбе с наркопотоками, получившая высокую оценку Управления ООН по наркотикам и преступности. В последней из ежегодных операций "Канал" изъято 28 тонн наркотиков и попутно 1366 единиц оружия с 26 тысячами боеприпасов. В качестве наблюдателей участвовали представители таких стран, как Азербайджан, Иран, КНР, США, Туркменистан и Украина.
В-пятых, все шире разворачивается борьба с незаконной миграцией. Операция "Нелегал" в 2007 году привела к ликвидации нескольких транснациональных группировок, причастных к транзиту нелегальных мигрантов в страны Западной Европы, а также к контрабанде оружия. Привлечено к ответственности 5692 человека, депортировано 482 человека, раскрыто 32 преступления.
В-шестых, Организация приступает к работе по трем новым направлениям: взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях, взаимодействие в борьбе с киберпреступностью и миротворческие операции.
Наконец, в-седьмых - налажено и крепнет взаимодействие ОДКБ с международными организациями. Помимо статуса наблюдателя в ООН (с 2004 года) и приглашения на все сессии ГА ООН, наша Организация тесно взаимодействует с ОБСЕ, имеет полезные рабочие контакты с Евросоюзом, а также реализует задачи, определенные Меморандумом, подписанным с Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества. Естественно, сохраняется и крепнет практическое взаимодействие с ЕврАзЭС и СНГ.
Относительно Вашего вопроса о достижении уровня НАТО. Очевидно, речь идет о достигнутом уровне взаимодействия государств-членов и широте охвата стран региона, т.к. далее вы спрашиваете о возможности вступления в ОДКБ всех стран СНГ.
Могу с удовлетворением отметить, что нас вполне устраивает та степень доверия, взаимопонимания и координации, которая отличает нашу Организацию. Фактически, речь идет о высокой степени единства в условиях развития и трансформации ОДКБ. За эти годы Организация из военно-политического альянса превратилась в новую структуру - многофункциональную структуру безопасности. Этот сложный процесс мог пройти успешно только в условиях взаимного доверия при совпадении принципиальных подходов.
Безусловно, всегда хочется большего. И у нас есть перспективные планы развития, нацеленные на дальнейшее повышение уровня эффективности по всем избранным направлениям. Однако и сегодня ОДКБ по уровню взаимодействия между государствами-членами нисколько не уступает другим международным структурам с военным компонентом, включая НАТО. С другой стороны, я готов признать, что в некоторых областях ОДКБ никогда не достигнет уровня НАТО. Например, по уровню готовности в отдельных случаях нарушить Устав ООН, как это было на практике продемонстрировано альянсом в 1999 году в Югославии.
Касательно вашего вопроса о том, насколько реально вступление в ОДКБ всех стран-участниц СНГ, хотел бы, прежде всего, заметить, что у нас, в отличие от ряда других организаций, нет стремления втягивать какие-либо государства в наше сугубо добровольное объединение. Задачи "заманить" в ОДКБ все страны СНГ вообще не ставилось и не ставится.
Естественно, ОДКБ - прозрачная и открытая организация. Любое государство, разделяющее цели и задачи ОДКБ, может обратиться с просьбой о вступлении. То, что недавно Узбекистан без всяких проблем восстановил членство в Организации, - еще одно свидетельство ее открытости. Так что тот, кто глубоко осознает свои истинные интересы и готов к коллективному действию, может свободно сделать свой выбор. За ОДКБ дело не станет.
- В Уставе ОДКБ указано, что целями Организации является укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Рассматривался ли вопрос участия ОДКБ в урегулировании замороженных конфликтов на постсоветском пространстве?
- Вы абсолютно правы: Организация для достижения своих целей отдает приоритет политическим средствам, для чего в рамках ОДКБ действует механизм выработки согласованных подходов. Что касается вопросов урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве, то в общем плане они не раз обсуждались, но не в контексте прямого участия ОДКБ в их урегулировании. В Организации существует единое мнение относительно того, что эти конфликты должны разрешаться в рамках уже существующих форматов исключительно мирным путем. Вопрос о задействовании потенциала ОДКБ в урегулировании замороженных конфликтов на повестке дня Организации не стоит.
- На Ваш взгляд, насколько необходима Организация Азербайджану? Что даст официальному Баку членство в ОДКБ?
- Вы сами в предыдущем вопросе сослались на цели ОДКБ, изложенные в ее Уставе. Ранее я упомянул об основных направлениях деятельности Организации. Убежден, что все это входит в круг приоритетов любого государства, в том числе, и Азербайджана. Мировое сообщество сегодня четко сознает, что для сохранения мира, укрепления международной и региональной безопасности и стабильности целесообразнее действовать на коллективной основе. А бороться с такими угрозами и вызовами, как терроризм, трафикинг (продажа людей), незаконный оборот наркотических средств, распространение ОМУ, средств его доставки и относящихся к нему материалов и т.д., возможно только сообща. Всем вышесказанным и занимается Организация Договора о коллективной безопасности.
К этому хотел бы добавить, что все мы вышли из СССР. У нас один менталитет, много общего. Например, деятельность вооруженных сил Азербайджана и РФ строится на основе одной военной школы, а наши военные эксплуатируют одни и те же виды боевой техники, средств связи и индивидуальной защиты. Вооруженные силы участвуют до настоящего времени в некоторых совместных проектах СНГ. То же самое можно говорить и об огромном количестве видимых и невидимых нитей, связывающих правоохранительные органы государств СНГ, органы безопасности. Словом, в сфере обеспечения безопасности мы действуем в одной системе координат. Вот и судите: что может дать Азербайджану активизация сотрудничества в системе коллективной безопасности? Очевидно, только одно - повышение уровня безопасности государства.
- Как Вы думаете, реально ли вступление Азербайджана в ОДКБ, учитывая конфликт с Арменией? И насколько правомерно говорить о коллективной безопасности в случае вступления Азербайджана в ОДКБ?
- Что касается вступления Азербайджана в ОДКБ, то, прежде всего, необходимо, чтобы руководство и народ Азербайджана пришли бы к такому решению. Уверен, что уважаемый читатель знает о том, что Азербайджанская Республика 24 сентября 1993 года подписала документ о присоединении к Договору о коллективной безопасности, и до 21 апреля 1999 года являлась государством-участником Договора, на основании которого была создана наша Организация. Таким образом, прецедент нахождения Азербайджана и Армении в одной военно-политической конструкции налицо.
Убежден, что, если бы Азербайджан сейчас решил стать государством-членом ОДКБ, продолжив тем самым свою линию второй половины 90-х годов, его собственная политика и практические действия внутри Организации были бы направлены на укрепление коллективной безопасности и развитие полноценного сотрудничества со всеми без исключения ее членами.
В свою очередь, остальные государства, входящие в ОДКБ, стремились бы всемерно способствовать урегулированию существующих проблем и делали бы это с не меньшим успехом, чем НАТО в случае с Грецией и Турцией.
- Как известно, военный путь урегулирования нагорно-карабахского конфликта не снят с повестки дня в Азербайджане. Каковы будут действия ОДКБ в случае возобновления военных действий, учитывая членство Армении в Организации?
- Государства-члены ОДКБ внимательно отслеживают развитие обстановки в мире, стремятся делать максимально реалистичные выводы из закончившихся и продолжающихся военных конфликтов. Наш главный вывод таков: любые попытки разрешения конфликтных ситуаций силовым путем обречены на провал, сопровождаемый тяжелыми последствиями.
Все это мы испытали в 90-е годы, да и сейчас видим те неимоверные трудности, с которыми сталкиваются даже страны с огромным военным потенциалом. Получается, что даже преимущество в оснащении и финансах вовсе не гарантирует успех. Так что "горячим парням" и рисковым политикам стоит поостыть, чтобы не привести страну к ненужному и опасному для всех кровопролитию.
Сознавая нерациональность и невозможность использования силы для разрешения конфликтов, государства-члены ОДКБ неизменно выступают за их мирное урегулирование, полагаются на переговоры и политические средства даже в самых сложных ситуациях.
В случае, если все же возобладает нерациональный подход и начнется катастрофическое развитие событий, ОДКБ будет определяться с учетом специфики развертывающейся ситуации, принимать коллективное решение на основе положений своего Устава.
- В чем причина ревностного отношения ОДКБ к тесному сотрудничеству ряда стран НАТО с СНГ, не входящих в Организацию?
- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что сама ОДКБ настойчиво выступает за взаимодействие с НАТО. У наших двух организаций много общих, совпадающих интересов. Речь идет о борьбе с терроризмом, наркоторговлей, распространением ОМУ. Государства ОДКБ оказывают НАТО конкретную помощь в антитеррористической операции в Афганистане. Через них осуществляется воздушный транзит, а вскоре будет отработан и сухопутный маршрут для доставки грузов МССБ в Афганистан. Организация готова к рабочим контактам с альянсом по этим и ряду иных направлений.
В то же время приближение инфраструктуры блока к границам государств-членов ОДКБ, втягивание наших соседей в НАТО с перспективой размещения на этих соседних с зоной ответственности ОДКБ территориях военных баз и средств для разведывательной деятельности не могут не вызывать у нас обоснованного беспокойства. Кстати, ведь и НАТО испытывает аналогичную тревогу в связи с военно-стратегическими изменениями, например, в государствах Ближнего и Среднего Востока.
Скажу прямо: нас беспокоит не обычное сотрудничество, которое осуществляют с НАТО почти все страны нашего региона, а только то, которое имеет целью вступление данного государства в этот альянс. Разница тут в том, что одни страны взаимодействуют с ним, не имея помыслов о присоединении к блоку, а другие готовы ради входного билета в НАТО уже сейчас идти на шаги, создающие как минимум неудобства, а нередко и осложнения для своих соседей.
- Планирует ли ОДКБ расширяться? Насколько реально вступление в Организацию иных стран-участниц СНГ?
- Наша принципиальная позиция заключается в том, что государства должны сами, вполне добровольно прийти к пониманию преимуществ участия в системе коллективной безопасности, созданной в ОДКБ. Мы ни к кому не примериваемся, никого не тянем в Организацию. Поэтому не идет и речи о планировании расширения ОДКБ.
Естественно если какая-либо из стран СНГ ощутит потребность участвовать в нашей системе коллективной безопасности и готовность взять на себя соответствующие обязательства по Уставу ОДКБ, мы будем рады рассмотреть этот вопрос.
К настоящему моменту к нам не поступало каких-либо запросов или заявок, хотя кое-где к вопросу об изменении нынешнего статуса страны периодически обращаются и целесообразность присоединения к ОДКБ взвешивают. Учитывая нынешнюю динамику развития обстановки, нельзя исключить достаточно быстрых перемен и в военно-политической ориентации государств СНГ, ныне не входящих в ОДКБ.
Э.А.
Day.Az