СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Николай Бордюжа: Спасаться в одиночку бесперспективно

21 Ноябрь 2008

24 ноября в Санкт-Петербурге состоится заседание Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности и постоянных комиссий ПА ОДКБ. В Парламентскую ассамблею, которую возглавляет Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, входят парламентские делегации государств - членов ОДКБ. Накануне события на вопросы "Парламентской газеты" ответил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.

- Динамичные процессы, идущие на постсоветском пространстве, не обошли стороной и вопрос коллективной безопасности. Как известно, на протяжении этих лет не раз менялся состав участников Договора о коллективной безопасности, подписанного в начале 90-х годов. Николай Николаевич, как вы оцениваете ситуацию на сегодняшний день? Насколько стабильна и прочна сейчас ОДКБ?

- Могу сказать, что деятельность государств по созданию системы коллективной безопасности за последние несколько лет, начиная с 2003 года, свидетельствует о том, что эти государства абсолютно сознательно участвуют в работе. Они готовы к сотрудничеству, они предпринимают конкретные шаги по интеграции в сфере обеспечения коллективной безопасности, что является главным подтверждением стабильности организации. ОДКБ, в которую входят семь государств, сегодня на подъёме, мы действительно занимаемся реальной работой по формированию коллективной системы безопасности наших стран.

- Известно, что партнёрство наиболее крепко тогда, когда у его участников есть большие общие дела, цели, задачи. Что бы с этой точки зрения вы могли выделить в деятельности организации?

- Видимо, осознание того, что ни одно государство, даже сверхдержава, обеспечить свою безопасность в одиночку не может, пришло в начале 2000 годов после терактов как в России, так и в других государствах ОДКБ, в США. С этого времени и идёт отсчёт реальной и действительно практической деятельности. Сегодня ОДКБ - это хорошо развитое военное сотрудничество, это наличие совместных военных группировок, которые готовы к коллективной защите национальных интересов государств. ОДКБ - это коллективные силы быстрого развёртывания (11 батальонов) в Центрально-Азиатском регионе. Это координационные механизмы по совместному противодействию нелегальной миграции, незаконному обороту наркотиков, особенно афганского наркотрафика, сотрудничество в противодействии и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение информационной безопасности. Вот механизмы, которые реально действуют. ОДКБ проводит крупномасштабные операции по пресечению афганского наркотрафика и трафика синтетических наркотиков из Европы, совместные операции спецслужб по противодействию нелегальной миграции из третьих стран. Самый свежий пример - недавно проведённая операция по борьбе с незаконным оборотом наркотиков "Канал", в ходе которой было изъято более 10 тонн наркотиков в течение нескольких дней. В том числе около одной тонны героина. И то, что в этой операции, кроме спецслужб государств ОДКБ, участвовали представители спецслужб ещё 22 государств, говорит само за себя.

- А есть ли вопросы, которые чрезвычайно актуальны только для отдельных государств - участников ОДКБ? Если эти страны ставят их перед Организацией, как на это реагируют другие партнёры и в целом ОДКБ?

- Есть вопросы действительно чисто специфические для конкретного государства. Например, для Таджикистана сегодня существует проблема границ, через которые идут наркотики. И мы, прежде всего Российская Федерация, оказываем поддержку Таджикистану, исходя из коллективных обязанностей. Есть, например, проблема в Белоруссии по незаконной миграции. И здесь Россия, ОДКБ в целом очень серьёзно подходят к вопросу оказания помощи нашему партнёру. Существуют и другие проблемы государств ОДКБ, по которым мы коллективно ищем решения.

- Николай Николаевич, можете прокомментировать меры, оглашённые в Послании Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию в отношении намерений США разместить элементы глобальной системы ПРО в Европе, в непосредственной близости от территории России?

- Хочу сказать, что само по себе Послание очень интересное. В нём предложено много новых подходов, причём действительно ориентированных на развитие демократии в России. Послание, на мой взгляд, удалось в полной мере. В том числе потому, что в нём нашло развитие тех идей, положений, о которых говорил Дмитрий Медведев во время предвыборной кампании.

Конечно, для меня, как человека, специализирующегося в сфере безопасности, наиболее интересным был раздел о внешнеполитической деятельности и безопасности. Я считаю, что в Послании были конкретизированы те меры, о которых неоднократно заявляла Российская Федерация. Если вы вспомните, то ещё в начале 2000 годов, когда США заявили о своём выходе из всеобъемлющего Договора по ПРО, мы говорили, что будем вынуждены принять адекватные меры, что не нужно ломать баланс, который сложился и который обеспечивает стабильность в мире. К сожалению, это не было воспринято должным образом. Поэтому, когда дело дошло до практических шагов по созданию третьего позиционного района в Европе в непосредственной близости от России, наша страна вынуждена была реагировать. Причём шаги США были сделаны по абсолютно необоснованным предлогам - смехотворно сегодня говорить о каких-то угрозах этой стране со стороны Ирана. Я, как человек, служивший в Ракетных войсках стратегического назначения и много лет занимающийся вопросами безопасности, считаю такую позицию несерьёзной. Поэтому то, что было сказано Дмитрием Медведевым в Послании о размещении ракетного комплекса "Искандер" и других мерах, считаю исключительно вынужденной ответной мерой. При этом хочу напомнить и о ДОВСЕ. Договор тоже был "сломан" не по нашей вине. Это также вносит дисбаланс в состояние безопасности всей Европы. Поэтому, повторюсь, предпринятые меры абсолютно вынуждены и необходимы в той ситуации, в которой находятся Россия и её партнёры по ОДКБ.

- Сейчас в политический лексикон прочно вошло понятие "гармонизация законодательств". Насколько, по вашему мнению, гармонична законодательная база деятельности ОДКБ? Требуются ли ещё какие-либо правовые акты как со стороны России, так и других государств-участников для более эффективной деятельности Организации? В частности, только что Президент России внёс в Государственную Думу на ратификацию соглашения о миротворческих силах ОДКБ.

- Хочу сказать, что внесение в Государственную Думу на ратификацию соглашения о миротворческих силах ОДКБ - очень важный шаг. Мы ждём, когда Россия ратифицирует подписанный год назад в Душанбе пакет соглашений о миротворческих силах. Несколько государств, в частности Белоруссия и Казахстан, его уже ратифицировали. Если Российская Федерация ратифицирует пакет документов, мы сможем реально приступить к формированию миротворческого потенциала организации.

Что касается гармонизации законодательств - эта тема также очень актуальна. Именно по этой причине два года назад была создана Парламентская ассамблея ОДКБ. Она реально занимается вопросом гармонизации законодательств государств - членов Организации. И это очень важно, поскольку, по сути, все проблемы и противоречия в обеспечении коллективной безопасности возникают из-за разницы норм законодательства наших стран. Из-за этого, например, мы сегодня не можем полноценно заниматься вопросами военно-экономического сотрудничества. Именно поэтому мы стараемся, по выражению Президента России, "пробить тромбы" в существующей системе для того, чтобы можно было в полном объёме, без ограничений осуществлять наше сотрудничество.

- Можете рассказать о ближайших планах ОДКБ? В частности, о предстоящем 24 ноября в Санкт-Петербурге заседании Парламентской ассамблеи ОДКБ?

- Одним из главных будет вопрос об итогах сессии коллективной безопасности, которая прошла 5 сентября в Москве. Я доложу о них участникам заседания. В том числе о принятых решениях по приоритетным направлениям деятельности организации. Также я хочу доложить свои предложения относительно перспектив развития ОДКБ. Надеюсь, что, как и прежние, это заседание пройдёт результативно для всех его участников.

Также в ближайший месяц у нас будут заседания уставных органов ОДКБ в Ереване (Армения сегодня председательствует в организации). Будут проведены заседания министров обороны, иностранных дел, секретарей советов безопасности. Главное, что мы будем обсуждать - перспективы развития ОДКБ, в том числе с учётом геополитической и региональной ситуации. У нас есть пакет предложений, над которым сейчас работаем и которые в случае их одобрения министрами иностранных дел, обороны, секретарями советов безопасности представим на утверждение президентам. Мы должны постоянно сверять часы и соответствовать требованиям сегодняшнего дня, поскольку безопасность нужна сегодня, а не завтра и послезавтра.

Кроме того, в ближайшее время намечается неформальная встреча министров иностранных дел государств - членов ОДКБ в Хельсинки перед министерской встречей в ОБСЕ, где будут предприняты шаги по координации внешнеполитической деятельности наших стран.

Беседовал Юрий Говердовский