Тезисы выступления
Генерального секретаря ОДКБ Н.Н.Бордюжи
на VI Международной научно-практической конференции
"Адаптация Организации Договора о коллективной безопасности
к современным политическим реалиям - основа ее деятельности
в качестве многофункциональной международной структуры
безопасности на евразийском пространстве"
Уважаемый Председатель,
Уважаемые друзья и коллеги,
Со словами приветствия я обращаюсь ко всем собравшимся в гостеприимных стенах Совета Федерации для серьезного и заинтересованного разговора по актуальным проблемам безопасности и стабильности на обширном евразийском пространстве и о путях повышения роли ОДКБ в их обеспечении.
Хочу особо поблагодарить руководство Совета Федерации и лично Сергея Михайловича Миронова, уже в шестой раз сделавшие возможной эту нашу встречу.
Особые слова признательности обращаю к Председателю Комитета по делам СНГ Вадиму Анатольевичу Густову за личное участие и неоценимую поддержку в организации конференции.
I.
Проведение нашего форума, в котором участвуют представители властных структур, парламентов, экспертного и журналистского сообществ государств-членов ОДКБ и других международных организаций, совпало по времени со знаменательным событием в жизни нашей Организации - с 15-летием Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года.
Этот свой юбилей Организация отмечает - и это признается не только в государствах-членах, но и независимыми наблюдателями - как динамично развивающаяся структура на пространстве СНГ, решающая задачи по обеспечению национальной и региональной безопасности.
Принципиально важным для Организации событием последнего времени стало возобновление участия Республики Узбекистан в Договоре о коллективной безопасности от 1992 г. и последовавшее за этим юридическое оформление ее полноправного членства в ОДКБ. В данном случае речь идет не только о расширении численного состава ОДКБ, но и о наращивании единого пространства безопасности в ее зоне действия, потенциала коллективных усилий в целях эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом, наркоугрозой.
II.
В январе 2005 г., в ходе V научно-практической конференции мы уже провели обмен мнениями по той же теме, которая рассматривается нами сегодня. Прошли два года, но мир не стал более стабильным и предсказуемым. Все так же остро ощущается угроза эскалации вооруженных конфликтов, международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения.
Международные отношения как на региональном, так и глобальном уровнях характеризуются растущей неопределенностью, многовариантностью развития политико-экономических процессов. Силовые факторы все больше становятся доминантами международной политики, реализуется угроза появления дестабилизирующих вооружений, идет нарастающее ослабление режима нераспространения оружия массового уничтожения и ракетной технологии.
Накапливается конфликтный потенциал на всех трех географических направлениях деятельности Организации - как на ее пространстве, так и по периметру зоны ответственности ОДКБ.
С помощью внерегиональных сил раскручивается проблема "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве, муссируются планы их решения силовым путем. Идет милитаризация некоторых соседних с ОДКБ государств в Закавказье.
Сохраняются и реализуются уже ставшие традиционными террористические угрозы в Центральноазиатском регионе, где консолидируются и наращивают активность различного рода экстремистские группировки, организации откровенно террористического порядка.
Немалые сложности и неопределенности привносит в наш регион противоречивая, а в ряде случаев - конфликтная ситуация в других регионах: обострение обстановки вокруг Ирана и Северной Кореи, ухудшающаяся ситуация в Афганистане.
Наибольшую, причем вполне реальную опасность представляет для Организации афганский узел проблем, связанных со стремительно растущим потоком наркотиков в направлении Восточной и Западной Европы и обострением внутренней ситуации в самом Афганистане, чреватым выплеском талибанской агрессии на территорию сопредельных государств.
На военно-политическую обстановку в регионе не может не оказывать негативное воздействие военная активность третьих государств и других международных организаций по периметру зоны действия ОДКБ.
Прежде всего активизируется военная деятельность США и НАТО непосредственно на внешних границах всех регионов коллективной безопасности ОДКБ, восстанавливается и создается силами США и НАТО военная инфраструктура в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии.
Не могут не вызывать растущую озабоченность и другие, в том числе скрытые методы внешнего воздействия, граничащие с вмешательством во внутренние дела отдельных государств-членов ОДКБ. Организуются и реализуются хорошо скоординированные акции и кампании по оказанию политического, экономического и информационного давления извне.
Проводится линия на то, чтобы максимально затруднить идущие в ОДКБ интеграционные процессы, добиваться размывания созданных в Организации многосторонних механизмов сотрудничества. В этих целях государствам региона пытаются навязывать альтернативные проекты взаимодействия под контролем внерегиональных "игроков".
В целом же, нам сейчас приходится иметь дело с постоянно мимикрирующими, тесно связанными между собой и переплетающимися вызовами и угрозами комплексного характера. Часть этих угроз выпадают из того мандата, которым руководствуется ОДКБ, исходя из своего Устава и других основополагающих документов.
III.
Именно поэтому, учитывая многогранность и сложность той ситуации, в которой действует наша Организация, с повестки дня не может уйти вопрос о совершенствовании ее деятельности, об адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям.
Вряд ли соглашусь с нередко звучащим мнением о том, что для ОДКБ было бы "вредно" наращивать число направлений ее деятельности, что якобы привело бы "к размыванию организации". Такая постановка вопроса полностью опровергается самой практикой и опытом нашей работы, которые однозначно указывают на необходимость расширения функциональных возможностей ОДКБ, придания ей характера многофункциональной, универсальной международной структуры безопасности, способной адекватно и эффективно реагировать на все категории вызовов и угроз. Только при таком раскладе мы будем в состоянии обеспечить безопасность государств.
Я считаю безальтернативным вариант дальнейшего укрепления ткани многостороннего сотрудничества в масштабе нашей Организации, требующего от государств-членов, в условиях возросших угроз и рисков, дополнительных усилий в продвижении военно-политической интеграции, ее дальнейшем углублении, в т.ч. и на новых для ОДКБ направлениях.
Кстати, эта задача была поставлена перед Организацией главами государств-членов в принятой ими на минской (2006 г.) сессии СКБ политической Декларации.
IV.
Центральное место в наших планах занимает задача придания Организации потенциала гибкого и своевременного реагирования, в т.ч. в упреждающем режиме, на любые кризисные изменения обстановки как в самой Организации, так и вокруг нее. А это серьезная, многоплановая функция.
Нам еще предстоит разработать и согласовать алгоритм наших усилий на указанных направлениях, ввести в действие необходимый инструментарий реализации поставленных целей. В разрабатываемый нами механизм реагирования я бы также ввел и такое направление, как постоянный анализ обстановки и прогноз ее развития, выработка предложений по различным вариантам политических и военных решений, их оперативное согласование и реализация, а также контроль и управление в любых ситуациях, в т.ч. и форс-мажорных.
Основное внимание должно быть уделено отработке и "тонкой настройке" механизмов выполнения обязательств по ст. 4 Договора о коллективной безопасности на случай внешней агрессии, предполагающих оперативное согласованное применение сил и средств системы коллективной безопасности в кризисных ситуациях.
V.
С учетом предложенных выше соображений и во исполнение полученных директив в уставных и рабочих органах ОДКБ развернута сейчас работа над предложениями, реализация которых выведет Организацию на качественно новый уровень ее деятельности, отвечающий нынешним военно-политическим реалиям.
Речь идет, в частности, о принятии практических мер по созданию комплекса вспомогательных органов ОДКБ и соответствующих коллективных сил и средств, призванных существенно укрепить потенциал Организации в противодействии современным вызовам и угрозам.
Прежде всего, речь идет о создании системы коллективного противодействия терроризму, т.е. комплекса сил и средств по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. В этих целях потребуется создать вспомогательные координирующие органы и механизмы взаимодействия, такие как Контртеррористический комитет в составе руководителей министерств внутренних дел, органов безопасности, разведок, пограничных служб, и Коллективные региональные антитеррористические силы ОДКБ для оперативного реагирования на любые крупномасштабные террористические и экстремистские проявления. Уверены, что это необходимо создавать совместными усилиями с Антитеррористическим центром СНГ. Одновременно приступили к работе по созданию системы коллективного противодействия нелегальной миграции.
При разработке комплексного подхода к созданию многофункционального механизма по поддержанию безопасности и стабильности в зоне ответственности ОДКБ мы разрабатываем программу формирования системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации, включая создание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям как вспомогательного органа ОДКБ. Естественно, при этом должны быть в полной мере учтены опыт и практика СНГ на этот счет, налажено взаимодействие с соответствующими структурами Содружества. Другими словами, работа по формированию системы коллективного противодействия терроризму, созданию механизма совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, инструментов борьбы с нелегальной миграцией должна приобрести такое же первостепенное значение, как и формирование военной составляющей.
Делая необходимый акцент на взаимодействии в борьбе с наркоугрозой, мы прилагаем усилия к тому, чтобы трансформировать проводимые ежегодно антинаркотические операции "Канал" в постоянно действующий механизм, в рамках которого степень оперативного сотрудничества правоохранительных органов и спецслужб будет поднята на новый качественный уровень.
Важным элементом создаваемой нами универсальной системы реагирования на современные вызовы и угрозы должен стать миротворческий потенциал ОДКБ. Уже готов для рассмотрения в органах ОДКБ пакет документов по миротворчеству, включая соглашение о миротворческой деятельности, предусматривающее создание в формате ОДКБ Коллективных миротворческих сил.
В военной сфере ведется работа по формированию Объединенной (коалиционной) группировки войск (сил) в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности, что должно иметь и действенный политический эффект в плане нейтрализации угрозы террористических вылазок со стороны афганских талибов, которые вновь набирают силу и становятся реальной опасностью.
На достижение цели центральноазиатской стабильности направлены наши усилия по укреплению и совершенствованию Коллективных сил быстрого развертывания ЦАР, их оснащению современными образцами вооружения и военной техники, становлению КСБР в качестве высокомобильного, эффективного формирования.
В контексте принятого ранее Плана коалиционного военного строительства в рамках ОДКБ на период до 2010 г. и последующую перспективу прилагаются усилия к углублению военно-технического сотрудничества, расширению практики совместной подготовки кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и спецслужб, оснащению последних новейшими спецсредствами. Новым и перспективным для ОДКБ направлением становится военно-экономическое сотрудничество, для реализации которого Организация располагает необходимыми механизмом и нормативной базой.
Ведется работа по созданию в формате ОДКБ объединенных военных систем (ПВО, управления и связи, информационно-разведывательной системы, механизм стратегического планирования применения сил и средств системы коллективной безопасности). Готовится к подписанию Соглашение об оказании экстренной военно-технической помощи государству-члену, подвергшемуся агрессии, обеспечивающее своевременное и адекватное выполнение предусмотренного в Договоре о коллективной безопасности центрального обязательства о помощи в случае угрозы или осуществления агрессии против одного из участников Договора.
VI.
Продолжая тему расширения функциональных возможностей ОДКБ, не могу не упомянуть тесно связанную с задачами военно-политического характера безопасность экономическую, в т.ч. энергетическую и транспортную. Свою роль в этих областях мы видим на путях самого тесного сотрудничества с ЕврАзЭС, подкрепленного организационным сближением и тесным взаимодействием с его рабочими органами. В практическом плане речь могла бы идти о решении силами ОДКБ и на его нормативной базе целого ряда вопросов безопасности, возникающих в работе ЕврАзЭС в экономической сфере.
VII.
Большое значение для Организации будет иметь принятое осенью 2006 г. решение о создании Парламентской ассамблеи ОДКБ. Тем самым, мы включаем в работу по ее целям и задачам парламентскую составляющую, а это не только повысит авторитет ОДКБ, но и будет способствовать активизации ее деятельности, прежде всего на путях сближения и гармонизации законодательств государств-членов в сфере безопасности, взаимодействия с парламентариями и парламентскими объединениями, действующими в рамках других международных организаций, в т.ч. с Парламентской ассамблеей НАТО.
VIII.
Другой практически значимый аспект деятельности нашей Организации - это информационное противодействие современным вызовам и угрозам.
В основе этого направления деятельности лежит работа со СМИ, журналистскими организациями и пресс-службами силовых ведомств государств-членов. Ее цель - придать нашему сотрудничеству осознанный, целеустремленный характер, с тем чтобы наши усилия взаимодополнялись, тем самым ставя надежный заслон деструктивным процессам, пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии.
В этих целях, как известно, под эгидой ОДКБ создан Международный антитеррористический Медиафорум, разрабатывающий и реализующий ряд проектов и конкретных мероприятий по мобилизации возможностей СМИ в борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой.
Тесно соприкасается с этой темой и новое для нас, но исключительно важное направление нашей деятельности, связанное с обеспечением информационной безопасности. Создана Рабочая группа для разработки и реализации мер по пресечению использования информационно-коммуникационных технологий в целях, противоречащих безопасности государств-членов.
IX.
ОДКБ, развивая свою деятельность в сфере политического сотрудничества, обеспечения всеобъемлющей безопасности, не может не опираться на тесные связи с различными институтами гражданского общества государств-членов ОДКБ. Такого рода взаимодействие должно быть нацелено, помимо прочего и на устранение причин и условий для проявлений политического и иного экстремизма в деятельности неправительственных организаций, ее перевода в русло реализма и конструктивных действий. Представители уставных и рабочих органов ОДКБ стали активными и регулярными участниками многочисленных конференций и семинаров, проводимых по линии неправительственных организаций. Их участие в обсуждении различных процессов в сфере безопасности представляется хорошим, надежным подспорьем в работе самой ОДКБ, служит в ряде случаев полезной площадкой для проведения общественной экспертизы разрабатываемых в рамках Организации проектов, а в ряде случаев источником новых, полезных идей.
X.
В заключение коротко о нашем видении того международного ландшафта, в котором действует ОДКБ, о путях его трансформирования в интересах укрепления региональной безопасности.
Оптимальный вариант организации выгодной для ОДКБ международной архитектуры безопасности я вижу в максимальном развитии и упорядочении внутри - и межрегиональных связей - военно-политических, экономических, культурных.
Если говорить о внутрирегиональных связях, то речь в этом случае могла бы идти о консолидации сотрудничества, организационном сближении действующих на постсоветском пространстве международных структур: ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС. Их нынешняя разобщенность, распыление ресурсов и дублирование их задач могут привести в конечном итоге лишь к размыванию системы безопасности, которую мы пытаемся сформировать в регионе.
Поэтому, как мне представляется, нужно вести дело к созданию стройной системы взаимодействия всех указанных интеграционных структур при обеспечении их взаимодополняемости, четком распределении функций.
Такого рода внутрирегиональная консолидация поможет нам не только ввести в прозрачное, предсказуемое русло деятельность третьих государств и других международных структур в регионе, но и открыть путь к формированию в перспективе межрегиональной системы безопасности и сотрудничества.
В сфере внешнеполитического сотрудничества и в контексте взаимодействия с другими международными организациями важно добиваться гораздо более смелого и решительного позиционирования ОДКБ в региональной и мировой политике. А это - тесная внешнеполитическая координация, выработка единых или согласованных позиций, регулярные выступления с коллективными заявлениями, активная линия в международных организациях, прежде всего в ООН и ОБСЕ, а также Совете Европы, ОИК и пр. Потенциал государств-членов на этот счет далеко не исчерпан, ОДКБ может и должна влиять своим коллективным голосом на положение в этих структурах.
Х Х Х
ОДКБ располагает необходимой организационной и нормативной базой, политической волей к ее совершенствованию для эффективного выполнения стоящих перед ней задач. В этой работе мы считаем важным и далее повышать исполнительскую дисциплину, ответственность и инициативность в выдвижении новых, перспективных проектов сотрудничества, углублении интеграционных процессов.
Важно, чтобы у государств-членов была и впредь уверенность в том, что их национальные интересы намного надежнее защищены с опорой на коллективные усилия. Каждое государство-член должно заслуженно рассчитывать на политическую и морально-психологическую поддержку со стороны своих партнеров и союзников в сложных для него ситуациях, особенно если они наносят ущерб его суверенитету, международному престижу.
Наконец, мы в ОДКБ должны постоянно работать над тем, чтобы участие в Организации было привлекательным для государств-членов, чтобы государства-члены, отдавая приоритет союзническим связям в формате ОДКБ, пользовались преференциями в своих отношениях.
Хотел бы пожелать участникам конференции плодотворной дискуссии. Хотел бы заверить, что высказанные здесь замечания и суждения, рекомендации и предложения, даже самые неординарные и неожиданные, будут нами внимательно изучены и применены, где это необходимо, в нашей работе.
Спасибо за внимание.