Доклад
Генерального секретаря ОДКБ Н. Бордюжи
на седьмой Международной научно-практической конференции на тему: "Состояние и перспективы взаимодействия ОДКБ с международными структурами по обеспечению региональной коллективной безопасности"
г. Москва, 18 декабря 2008 г.
Уважаемые участники конференции!
Искренне рад приветствовать всех, кто прибыл на наш форум, участников и гостей сегодняшнего мероприятия, которое, уверен, даст нам хорошую возможность обсудить направления и формы дальнейшей совместной работы.
Пользуясь случаем хотел бы поздравить руководителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 15-летием с момента его образования. За прошедший период Совет Федерации стал авторитетным и ответственным органом государственной власти, он выступал инициатором и проводником многих важнейших государственных начинаний.
В настоящее время более 300 международных межправительственных организаций в рамках своей компетенции участвуют в решении различных мировых и региональных проблем, в том числе и по обеспечению безопасности. В этих условиях важнейшим фактором их успешной деятельности в современной геополитической ситуации становится налаживание эффективного взаимодействия между собой как в глобальном масштабе, так и на евразийском пространстве. Это предопределяет актуальность обсуждения темы конференции и вызывает очевидный практический интерес.
Особое значение для ОДКБ, безусловно, имеют вопросы обеспечения безопасности государств-членов в ее различных аспектах, тем более, что военно-политическая обстановка в последние месяцы развивается весьма динамично.
Агрессивные действия Грузии в августе 2008 года вынудили Российскую Федерацию применить силу для защиты народов Южной Осетии и Абхазии. На заседании Совета коллективной безопасности 5 сентября с.г. в Москве союзники России по ОДКБ выразили глубокую озабоченность действиями Грузии, приведшими к многочисленным жертвам и тяжелым гуманитарным последствиям. В то же время признание Россией новых республик в качестве субъектов международного права как единственное средство обеспечения их долгосрочной безопасности вызвало остро негативную реакцию ряда западных стран и их объединений.
Продолжают реализовываться планы по расширению НАТО и выдвижению военной инфраструктуры Альянса к границам государств-членов ОДКБ. Озвученные на Совете НАТО в Брюсселе недавние решения показывают, что в повестке дня остается вопрос о присоединении к Альянсу Грузии и Украины, теперь уже в обход предоставления им Плана действий для членства в новом формате в рамках так называемых "годовых национальных программ". Фактически воплощается идея, которая, как предполагается, получит формальное закрепление на юбилейном саммите НАТО весной 2009 года в Страсбурге, заключающаяся в создании на основе Альянса т.н. "Сообщества ответственных демократий" путем привлечения новых партнеров в Европе, Азии и других частях света и в превращении его в глобальную организацию безопасности.
В отношении размещения объектов ПРО США в Польше и Чехии подчеркнем, что это толкает к развязыванию новой гонки вооружений на европейском континенте. Надеемся на взвешенную и конструктивную позицию новой американской администрации по этому вопросу.
В этой связи хотелось бы еще раз указать на важность принципа неделимости безопасности на европейском континенте. Считаем, что ни одно государство или объединение стран не должно обеспечивать свою защищенность за счет своих соседей и партнеров. ОДКБ в своей деятельности последовательно придерживается принципа равной безопасности для всех игроков евроатлантического пространства. Считаем, что только во взаимодействии ОДКБ с ОБСЕ, НАТО, ЕС и другими структурами, действующими в регионе, можно внести реальный вклад в создание новой архитектуры безопасности, которая не допустит повторения агрессии и возобновления "замороженных" конфликтов.
Нарастает нестабильность и на южных рубежах Организации. Несмотря на усилия международного сообщества ухудшается военно-политическая ситуация в Афганистане, наращивается активность экстремистских и террористических группировок, прежде всего движения талибов. Продолжается масштабная инфильтрация боевиков из неспокойного самого по себе Пакистана. Срастание действий террористов с наркобизнесом уже привело к катастрофическому ухудшению ситуации с наркотиками в Афганистане, которая по существу вышла из-под контроля. Сохраняется неурегулированность вопроса о ядерной программе Ирана. Очагом напряженности остается Ирак. Серьезную озабоченность вызывают недавние террористические акты в Индии, совершенные с особым цинизмом.
В этих условиях для стабилизации глобальной ситуации необходимы выработка и проведение комплекса скоординированных мер международного сообщества, преодоление разобщенности и параллелизма в работе различных межгосударственных структур на евразийском пространстве.
В Организации Договора о коллективной безопасности внимательно анализируется обстановка и предпринимаются меры по противодействию глобальным угрозам и вызовам. За последние годы динамичного развития в ОДКБ накоплен значительный опыт организации практического сотрудничества в сферах военного строительства, внешнеполитической деятельности, коллективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, терроризмом и экстремизмом. Одним из средств достижения целей ОДКБ является взаимодействие с международными и региональными организациями.
Главным элементом этого сотрудничества остаются связи со стержневой организацией глобальной безопасности - Организацией Объединенных Наций. ОДКБ имеет статус наблюдателя в Генеральной ассамблее ООН. В основе взаимодействия ОДКБ с ООН лежит практика регулярных внешнеполитических консультаций постоянных представителей государств-членов ОДКБ при ООН.
Кроме того, расширяются связи со специализированными структурами системы ООН. Были предприняты необходимые шаги по установлению взаимоотношений с Контртеррористическим комитетом Совета безопасности ООН и Управлением ООН по наркотикам и преступности.
Практическую значимость приобретает для ОДКБ взаимодействие с Департаментом Секретариата ООН по миротворчеству, особенно в связи с формированием в рамках ОДКБ собственного миротворческого потенциала и перспективой участия Организации в миротворческих операциях по мандату ООН.
В целях налаживания эффективного сотрудничества между ООН и региональными объединениями ОДКБ намерена принимать самое активное участие в работе Постоянного комитета по связям ООН с региональными организациями.
Однако естественно, что наиболее продвинутыми являются наши отношения со структурами на постсоветском пространстве.
Особое значение придаем совместной работе с Содружеством независимых государств, в рамках которого накоплен самый значительный опыт международного сотрудничества бывших советских республик. В формате СНГ функционируют институты и наработана обширная нормативная правовая база по всему спектру вопросов интеграции, включая и проблемы безопасности.
Дальнейшее углубление взаимодействия с СНГ возможно путем объединения усилий на конкретных направлениях в рамках согласованных программ. Предстоит подумать, как интенсифицировать совместную реализацию имеющихся договоренностей и обеспечить взаимополезное использование наших потенциалов, тем более что наиболее активными странами-участницами СНГ являются государства-члены ОДКБ. Важнейшей задачей здесь является принятие политического решения о четком разграничении сфер ответственности и его правовом закреплении.
В соответствии с заключенным Протоколом сотрудничество с Секретариатом Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества осуществляется на основе ежегодного плана, проводятся регулярные встречи на уровнях генеральных секретарей, их заместителей, совместных рабочих групп по темам, представляющим взаимный интерес.
Убежден, что ЕврАзЭС, с учетом состава государств, является главным партнером ОДКБ на евразийском пространстве. Вместе две организации представляют собой, по словам Д. Медведева "интеграционное ядро СНГ". Дальнейшая деятельность этих межгосударственных объединений должна быть максимально согласована и интегрирована. Содействие ЕврАзЭС в реализации крупных инфраструктурных и иных проектов на общем пространстве наших государств-членов должно сопровождаться обеспечением их безопасности коллективными силами ОДКБ. На такое тесное, скоординированное взаимодействие нацелен Перечень основных направлений взаимодействия двух организаций, который согласовывается в настоящее время. Мы реально способны задействовать существующие в двух организациях потенциалы в интересах друг друга.
Находимся в постоянном контакте с органами Союзного государства России и Белоруссии, в рамках функционирования которого на двухсторонней основе также затрагиваются вопросы обороны и безопасности.
Большой потенциал сотрудничества лежит в плоскости парламентского измерения, которому мы придаем особое значение. Парламентская ассамблея ОДКБ активно налаживает связи как с родственными структурами СНГ и ЕврАзЭС, так и с другими парламентскими объединениями. Ключевыми направлениями сотрудничества являются, прежде всего, работа по ратификации заключенных соглашений, гармонизации национальных законодательств и координации законотворческой деятельности. Вместе с тем, следует отметить и такие важные задачи парламентских структур, как координация внешнеполитической деятельности и совместная работа по наиболее крупным проблемам безопасности. Парламентская ассамблея вносит значительный вклад в обеспечение информационной поддержки функционирования ОДКБ.
Сложился плодотворный диалог с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, прежде всего в области постконфликтного обустройства Афганистана. Полезной практикой является регулярный обмен информацией с Генеральным секретарем ОБСЕ. Руководители исполнительных органов взаимно приглашаются на саммиты двух организаций, выступают на заседаниях Постоянных советов, а также других форумах. Намечены конкретные направления сотрудничества с Антитеррористическим подразделением и Центром по предотвращению конфликтов.
Намерены и в дальнейшем тесно координировать усилия с ОБСЕ в деле обеспечения безопасности и стабильности на евразийском пространстве, учитывая ее большой опыт в сфере мониторинга и кризисного регулирования. Готовы и к осуществлению совместных проектов в сфере безопасности (подготовка кадров, пограничная безопасность). Важнейшей задачей момента является достижение взаимопонимания при совместной работе над проектом Договора о европейской безопасности.
Подписан Меморандум о взаимопонимании с Секретариатом Шанхайской организацией сотрудничества (октябрь 2007 г.), в котором определены возможные области совместной деятельности. Состоялось два раунда консультаций. Генеральный секретарь ШОС Б. Нургалиев принимал участие в заседании сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Душанбе (октябрь 2007 г.), в работе Координационного совета ОДКБ по противодействию незаконному обороту наркотиков (март 2008 г.). Родственный состав двух организаций потенциально позволяет нам перейти к совместному противодействию современным вызовам и угрозам, а в перспективе - договориться о создании общих координационных механизмов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом. В целях обеспечения региональной безопасности и стабильности возможно наращивать глубину политического сотрудничества, обеспечивая взаимную поддержку по актуальным вопросам международной повестки дня. Готовы к взаимодействию и при подготовке и проведении международной конференции по Афганистану.
Налаживаются контакты с Европейским Союзом. В феврале 2008 г. на встрече с Верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Х. Соланой достигнуто принципиальное согласие о проведении консультаций экспертов двух организаций в целях расширения сотрудничества по ряду направлений. Существуют договоренности о совместных шагах в сферах борьбы с нелегальной миграцией и незаконным оборотом наркотиков. Установлены регулярные рабочие связи со Специальным представителем Европейского Союза по Центральной Азии П. Морелем: очередная встреча состоялась в Москве 2 декабря с.г. Следует подумать о том, чтобы выйти на оформление отношений с Евросоюзом на основе соответствующего документа. Важно также найти взаимопонимание между ОДКБ и Евросоюзом по проекту Договора о европейской безопасности. Стоит проработать вопрос об участии в программах, реализуемых нашими организациями в Центрально-азиатском регионе и на Южном Кавказе.
ОДКБ плодотворно сотрудничает и со специализированными межгосударственными объединениями, такими как Совет государств Балтийского моря, Евразийская группа по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, Международная организация по миграции, Межгосударственный авиационный комитет, Международный комитет Красного креста и др.
В ОДКБ по-прежнему считается, что сотрудничество с НАТО могло бы быть обоюдополезным. Наиболее перспективно взаимодействие по афганской проблематике, включая совместное противодействие афганскому наркотрафику. Но очевидно, что Североатлантический альянс не оценил потенциал прямого сотрудничества с ОДКБ и предпочитает выстраивать отношения с государствами-членами ОДКБ на двухсторонней основе, в т.ч. и на афганском треке.
В процессе взаимодействия между различными структурами, в первую очередь теми, в которых ключевыми игроками являются государства-члены ОДКБ, мы убедились, что для обеспечения коллективных интересов необходимо предпринять ряд шагов, которые позволили бы ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ, двигаясь на параллельных курсах, избегать дублирования в своей практической деятельности и значительно повысить эффективность межгосударственных усилий в целом.
Организация Договора о коллективной безопасности выступает за полномасштабное развитие политического диалога между интеграционными структурами на евроатлантическом и евразийском пространствах, который предполагает:
- регулярное обсуждение позиций и подходов по актуальным вопросам деятельности организаций;
- обмен информацией о планируемых и/или реализованных контактах и договоренностях с третьими странами (организациями);
- привлечение к участию в практических мероприятиях, проводимых как по линии ОДКБ, так и в рамках других организаций;
- активное взаимное участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях;
- взаимное предоставление статуса наблюдателя, ассоциированного члена, партнера.
Нам предстоит ответственная и напряженная совместная работа над новым Договором о европейской безопасности, в соответствии с замыслом которого его участниками могут стать и международные организации, действующие на евроатлантическом пространстве. В рамках ОДКБ движение уже начато: главы государств-членов на сентябрьском саммите поддержали инициативу Президента Д. Медведева, что было зафиксировано в Декларации сессии Совета коллективной безопасности, в ноябре на прошедших консультациях экспертов обсуждены вопросы практической реализации инициативы Президента России. Министры иностранных дел и секретари Советов безопасности государств-членов ОДКБ на своих встречах в декабре с.г. одобрили совместное Заявление в поддержку российских инициатив.
В связи с предложением провести общеевропейскую встречу по данному вопросу летом 2009 года считаем, что политические структуры нашего региона (ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ) могли бы сообща работать по этому документу и выступить с инициативой проведения встречи на уровне высших должностных лиц международных объединений, действующих в евразийском регионе (ОБСЕ, ЕС, ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ, ШОС).
Одновременно ОДКБ считает важнейшей линией сотрудничества, которая требует консолидации всех возможных усилий, укрепление международного контроля над вооружениями и развитие мер доверия, поскольку существовавшие соглашения и механизмы в этой сфере (прежде всего, ДОВСЕ) в настоящее время находятся в кризисном состоянии. В этом контексте стоит упомянуть и проблему оборота легкого и стрелкового оружия, а также переносных зенитно-ракетных комплексов, которую также необходимо решать сообща.
Как и наши партнеры в других международных и региональных организациях, мы выступаем за укрепления режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки и всячески приветствуем различные коллективные решения этой задачи, и, в том числе, Инициативу по безопасности в борьбе с распространением ОМУ (ИБОР).
Обширным полем для объединения усилий нескольких организаций является сотрудничество в сфере предупреждения конфликтов и миротворчества в целом. Современные механизмы этой работы требуют наличия значительных политического, кадрового и технического потенциалов и предполагают реализацию современных технологий мониторинга и раннего выявления возможных кризисов, которые могут быть действенны только при условии их осуществления на коллективной основе. Глобальная нестабильность диктует необходимость постоянной готовности к осуществлению миротворческих операций, которая невозможна без соответствующих ресурсов. В этом сегменте ОДКБ заинтересована во взаимодействии с организациями, накопившими серьезный опыт миротворческих усилий, в первую очередь, ООН и ЕС.
Область военного сотрудничества является специфической компетенцией ОДКБ, затрагивающей наиболее чувствительные интересы каждого государства. Вместе с тем, считаем, что при сотрудничестве с другими организациями расширять возможности взаимодействия по ряду направлений в этой сфере можно было бы, прежде всего с ЕврАзЭС.
Это связано с тем, что вопросы военно-экономического сотрудничества предполагают выстраивание производственных цепочек, создание совместных производств, рассмотрение других хозяйственных аспектов. Учитывая преимущественно экономическую компетенцию ЕврАзЭС, готовы обеспечить площадку для поиска совместных подходов к устранению проблем, стоящих перед ВПК государств-членов.
В рамках ОДКБ подписано и вступило в силу Соглашение о создании единой системы технического прикрытия железных дорог. Определены наиболее критичные участки, требующие прикрытия, утвержден соответствующий план, и начинается реализация практических мероприятий при взаимодействии национальных сил и средств технического прикрытия и восстановления железных дорог. Полагаем, что Совет по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС мог бы оказать содействие в организации таких шагов.
Значительный потенциал сотрудничества всех региональных игроков лежит в сфере противодействия современным вызовам и угрозам. Очевидным приоритетом здесь является борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В рамках ОДКБ работа по этой проблеме строится на базе стратегической концепции подрыва экономических основ наркобизнеса посредством оперативно-профилактической операции "Канал". За время ее проведения (с 2003 года) получены ощутимые результаты по установлению контроля за оборотом наркотиков, профилактике правонарушений в этой сфере, пресечены устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков. Удалось достичь высокого уровня доверия между национальными компетентными органами, что подтверждается характером и содержанием взаимно предоставляемой информации, которая содержит сведения об установленных лидерах и активных участниках организованных преступных групп, причастных к наркотрафику. С 2009 года операцию намечено преобразовать в постоянно действующий региональный проект ОДКБ, что позволит перейти на качественно новый уровень межгосударственного и межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков как на центрально-азиатском, так и на других направлениях.
Учитывая эффективность скоординированных мероприятий государств-членов ОДКБ к операции стали присоединяться другие заинтересованные страны. Считаем, что в этом же русле должно идти налаживание совместной работы международных и региональных организаций с целью развития согласованных усилий по недопущению производства и транзита наркотиков. Приветствуем подключение к "Каналу" профильных региональных структур, со своей стороны готовы к участию в соответствующих мероприятиях, в том числе и профилактической направленности, в других форматах.
ОДКБ развивает сотрудничество в сфере противодействия нелегальной миграции. К участию в специальной операции "Нелегал" приглашались в том числе и структуры Европейского Союза и Совета государств Балтийского моря. С последним был налажен продуктивный обмен информацией, которая использовалась при планировании и организации проведенных мероприятий. Планируем в дальнейшем расширять эту практику, координировать действия и обмениваться эффективными методиками.
На высоком уровне находится наше взаимодействие по этой проблематике с институтами ЕврАзЭС. Существует и реализуется договоренность о совместном функционировании Координационного совета по вопросам борьбы с незаконной миграцией ОДКБ и Совета по миграционной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. В рамках этой работы уже приняты далеко идущие решения, в том числе о создании межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах.
На основе подписанного в 2006 году протокола о сотрудничестве развивается сотрудничество с Международной организацией по миграции. Сложился хороший опыт взаимного участия экспертов двух структур в конференциях и консультациях по выработке общих подходов к решению проблем незаконной миграции, который планируется расширять и в дальнейшем.
Несмотря на то, что тема коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации является относительно новой для ОДКБ, у нас имеется хороший потенциал и для взаимодействия на этом направлении. Секретариат ОДКБ активно работает с Группой ООН по оценке бедствий и координации (UNDAC). В планах - налаживание сотрудничества в этом отношении с ЕврАзЭС. Решается вопрос об организации совместных консультаций экспертов по тематике предупреждения и ликвидации ЧС в приграничных районах государств-членов ОДКБ и ШОС. Кроме того, это одна из областей возможного сотрудничества с НАТО.
Важным аспектом остается совместная деятельность на информационном фронте, где ОДКБ ведет работу по ряду интересных направлений, предполагающих, прежде всего, сотрудничество в сфере обмена информацией.
Осуществляются конкретные меры по созданию системы комплексного информационного противодействия современным вызовам и угрозам в зоне ответственности ОДКБ, включающие как традиционные формы работы (встречи, выступления, тематические пресс-конференции, разноплановые интервью, выпуск печатного органа ОДКБ "Союзники"), так и крупные общественно-значимые проекты (молодежные и спортивные мероприятия).
Расширяется сеть информационных центров ОДКБ в государствах-членах: создан Центр информационной поддержки в Ереване, ведется согласование вопросов по учреждению подобной структуры в Бишкеке, есть наработки по их функционированию и в других регионах. Учитывая состав государств, можно было бы подумать над идеей совместного использования этих структур как ОДКБ, так и ЕврАзЭС.
Совершенствуется аналитическая работа. Регулярно проводятся заседания Научно-экспертного Совета ОДКБ (в т.ч. и в расширенном составе), где рассматриваются актуальные темы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях. Считаю этот формат взаимодействия прекрасной возможностью для откровенного обсуждения вопросов интеграции на евразийском пространстве и приглашаю все заинтересованные структуры к участию в нем.
Таким образом, поле нашего возможного сотрудничества довольно обширно, и многие совместные шаги могут дать полезный эффект, который почувствуют все заинтересованные государства. Полагаем, что для запуска реализации предложенных инициатив крайне желательно иметь соответствующий консультативный механизм. Со своей стороны в рамках ОДКБ планируется разработка, согласование и принятие документа на уровне, как минимум, Решения Совета министров иностранных дел Организации, в котором были бы закреплены принципы отношений с международными и региональными организациями.
Надеемся, что в рамках нашей сегодняшней конференции мы сможем обсудить все высказанные предложения.