30 марта 2007 года,
Санкт-Петербург, Таврический дворец
О тенденциях в развитии обстановки в зоне действия Договора о коллективной безопасности и приоритетных направлениях деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по правовому обеспечению формирования и развития системы коллективной безопасности
(Информация Генерального секретаря ОДКБ Н.Н.Бордюжи)
Уважаемый Председатель, уважаемые участники заседания,
Разрешите поздравить вас с историческим событием - первым пленарным заседанием Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Развитие парламентского измерения существенно повышает политический имидж Организации, расширяет наши возможности.
Проведение заседания совпадает с 15-летним юбилеем Договора о коллективной безопасности. И эту дату ОДКБ встречает, что признается и независимыми наблюдателями, как динамично развивающаяся структура, реально влияющая на события в регионе.
Принципиально важным событием стало возобновление участия в Договоре Республики Узбекистан, ее членства в ОДКБ. И речь идет не столько о расширении состава Организации, сколько о наращивании единого пространства безопасности и потенциала коллективных усилий.
Договору - 15 лет, Организации - более трех, но мир не стал более стабильным и предсказуемым. Все так же остро ощущается угроза эскалации вооруженных конфликтов, международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения.
Международные отношения на региональном и глобальном уровнях характеризуются постоянно растущей неопределенностью, многовариантностью развития политических и экономических процессов. Силовые факторы становятся доминантами международной политики, реализуется угроза появления дестабилизирующих вооружений, идет нарастающее ослабление режима нераспространения оружия массового уничтожения и ракетной технологии.
Конфликтный потенциал накапливается на всех направлениях деятельности ОДКБ - как на ее пространстве, так и по периметру зоны ответственности. С помощью внерегиональных сил раскручивается проблема "замороженных конфликтов", муссируются планы их решения силовым путем. Идет милитаризация соседних с ОДКБ государств в Закавказье. Сохраняются ставшие традиционными террористические угрозы в Центральноазиатском регионе, где наращивают активность различного рода экстремистские группировки откровенно террористического порядка.
Немалую сложность и неопределенность привносит в наш регион противоречивая, а в ряде случаев - конфликтная ситуация в других регионах: обострение обстановки вокруг Ирана, иракский кризис, ухудшающаяся ситуация в Афганистане, тенденция "талибанизации" Пакистана.
Наибольшую, причем вполне реальную опасность представляет афганский узел проблем: стремительно нарастающий потоком наркотиков в Европу, обострение ситуации в Афганистане, чреватое выплеском талибанской агрессии на территорию сопредельных государств.
На военно-политическую обстановку в регионе не может не влиять военная активность третьих государств, других международных организаций по периметру зоны действия ОДКБ. Прежде всего, вызывает озабоченность военная деятельность США и НАТО на внешних границах ОДКБ, создание их силами военной инфраструктуры в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии.
Не могут не вызывать озабоченность скрытые методы внешнего воздействия, граничащие с вмешательством во внутренние дела государств-членов. Организуются хорошо скоординированные кампании политического и информационного давления извне. Находящиеся на финансовом обеспечении Запада неправительственные организации, фонды и движения развернули активную работу с протестным электоратом, подталкивая его к экстремистским методам борьбы. Проводится линия на максимальное затруднение интеграционных процессов, размывание созданных в ОДКБ многосторонних механизмов сотрудничества. Предпринимаются попытки навязать альтернативные проекты взаимодействия под контролем внерегиональных сил.
Не способствует укреплению коллективной безопасности и сохраняющаяся напряженность в двухсторонних отношениях некоторых государств-членов ОДКБ.
В целом же, приходится иметь дело с постоянно мимикрирующими, тесно связанными между собой и переплетающимися вызовами и угрозами комплексного характера. И часть угроз, если исходить из буквы Устава, как бы выпадают из мандата ОДКБ. Именно поэтому, учитывая многогранность и сложность ситуации, в которой действует Организация, мы сегодня ставим вопрос о совершенствовании деятельности ОДКБ, ее адаптации к меняющимся политическим реалиям.
И в этих условиях, вряд ли можно согласиться с иногда звучащим мнением, что для ОДКБ "вредно" наращивать число направлений деятельности, это якобы ведет к ее размыванию. Такая постановка опровергается практикой, которая указывает на необходимость расширения функциональных возможностей ОДКБ, придания ей характера многофункциональной, универсальной международной структуры безопасности, способной адекватно и эффективно реагировать по всему спектру вызовов и угроз. Только при таком раскладе мы будем в состоянии перекрывать все каналы негативного воздействия на национальные и коллективные интересы государств-членов.
Полагаем безальтернативным дальнейшее укрепление многостороннего сотрудничества в масштабе ОДКБ, требующее дополнительных усилий в продвижении военно-политической интеграции, ее дальнейшем углублении на новых направлениях. И такая задача поставлена главами государств в принятой на Минской (2006г.) сессии СКБ политической Декларации.
Центральное место в наших планах занимает задача придания Организации потенциала гибкого и своевременного реагирования, в том числе в упреждающем режиме, на любые кризисные изменения обстановки. А это серьезная и многоплановая задача. Предстоит разработать и согласовать алгоритм наших усилий на указанных направлениях, ввести в действие необходимый инструментарий для достижения поставленных целей.
В разрабатываемый механизм реагирования мы вводим и такое направление, как постоянный анализ обстановки, прогноз ее развития, выработку предложений по различным вариантам политических и военных решений, их оперативное согласование и реализацию, контроль и управление в любых ситуациях, в том числе форс-мажорных.
Основное внимание должно быть уделено отработке и "тонкой настройке" механизмов выполнения обязательств по статье 4 Договора о коллективной безопасности на случай внешней агрессии, предполагающих оперативное согласованное применение сил и средств системы коллективной безопасности в кризисных ситуациях.
С учетом этих причин, во исполнение полученных директив, в уставных и рабочих органах ОДКБ развернута работа над предложениями, реализация которых выведет Организацию на качественно новый уровень деятельности, отвечающий современным требованиям. Речь идет, в частности, о принятии практических мер по созданию комплекса вспомогательных органов и соответствующих коллективных сил, призванных укрепить наш потенциал противодействия вызовам и угрозам.
Прежде всего, это - совершенствование механизма взаимодействия по антитеррору, включая создание Контртеррористического комитета в составе руководителей министерств внутренних дел, органов безопасности, разведок и пограничных служб, формирование Коллективных региональных антитеррористических сил для оперативного реагирования на крупномасштабные террористические и экстремистские проявления. Одновременно работаем над созданием системы коллективного противодействия нелегальной миграции.
При разработке комплексного подхода к созданию многофункционального механизма обеспечения безопасности и стабильности разрабатываем программу формирования системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации, включая создание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям как вспомогательного органа ОДКБ.
Важным элементом создаваемой универсальной системы реагирования должен стать и миротворческий потенциал ОДКБ. Подготовлен соответствующий пакет документов, включая соглашение о миротворческой деятельности, создание Миротворческих сил.
Преобразование в 2002 году Договора о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности подкреплено существенным развитием нормативной правовой базы Организации.
В этой связи трудно переоценить решение о создании Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Это позволяет включить в нашу работу парламентскую составляющую и, несомненно, активизирует работу по нормативному обеспечению развития системы коллективной безопасности. И, прежде всего, в отработке механизмов парламентского взаимодействия внутри ОДКБ, взаимодействия с парламентскими объединениями других международных организаций, в том числе и с Парламентской Ассамблеей НАТО.
Полагаем, что Парламентская Ассамблея возьмет на себя задачи:
- реализации решений Совета коллективной безопасности по нормативному обеспечению процесса развития системы коллективной безопасности, по встраиванию ОДКБ в международную структуру безопасности и мировой политики;
- выполнения Программы правового обеспечения Плана основных мероприятий ОДКБ на 2006-2010гг. и подготовки модельных законопроектов по вопросам обороны, безопасности и внешнеполитического взаимодействия;
- выработки рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов в сфере уставных задач ОДКБ;
- выработки рекомендаций по инкорпорированию положений международных договоров в национальное законодательство;
- синхронизации процесса ратификации договоров, заключенных в рамках ОДКБ;
- мониторинга законодательной практики;
- организации межпарламентского сотрудничества в рамках ОДКБ и с парламентскими структурами других международных организаций и третьих государств.
И еще об одном. В принятой на Минской сессии Декларации главы государств поручили Генеральному секретарю и Постоянному Совету представить предложения по развитию нормативной правовой базы Организации. Такие предложения нами готовятся. При этом будет учтен достаточно солидный пласт договоров и соглашений. Надеемся, что Парламентская Ассамблея примет участие и в этой работе. В итоге мы сможем представить Совету коллективной безопасности проекты, позволяющие трансформировать ОДКБ в универсальную международную структуру безопасности.
Благодарю за внимание.