СООБЩЕНИЯ В ПРЕССЕ


Интервью
Николай Бордюжа: ОДКБ примеряет голубые каски

Интервью Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности специально для РИА Новости.

- Николай Николаевич, в преддверии очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ на уровне глав государств в Душанбе расскажите о задачах, которые решает ваша Организация, и планах на перспективу.

- 18 сентября ОДКБ исполнилось 4 года. За сравнительно короткий срок наша организация стала самой динамично развивающейся структурой на просторах СНГ. В зоне нашего внимания не только вопросы военной безопасности или актуальные внешнеполитические проблемы, но и обеспечение безопасности от политического и религиозного экстремизма, террористических вылазок, от незаконного оборота оружия, наркотиков и связанных с этим потоков нелегалов и незаконной миграции, наконец, от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Приведу несколько примеров. Развивает свою деятельность Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Утвержден перспективный план его работы, включающий в себя такие мероприятия как ежегодное проведение международных антинаркотических операций "Канал"; участие государств-членов ОДКБ в реализации проектов Управления ООН по наркотикам по укреплению в зоне ответственности Организации сегментов "поясов безопасности" вокруг Афганистана; взаимодействие со специализированными структурами СНГ и ШОС; выработка механизма формирования единого Перечня наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, подлежащих национальному контролю в государствах ОДКБ.

Впервые проведены такие учения как "Атом - Антитеррор" (совместно с АТЦ СНГ) и по ликвидации чрезвычайной ситуации после теракта.

Что касается военной сферы, то в последние годы существенно активизировалось взаимодействие вооруженных сил государств-членов ОДКБ. Ежегодно проводятся учения "Рубеж" с прицельной отработкой антитеррористических задач. Идет работа по совершенствованию совместной системы ПВО, созданию единых систем связи и разведки. Вдвое возросла интенсивность военно-технического сотрудничества. Только в этом году военные учебные заведения России выделили 400 мест для подготовки офицеров из государств-членов ОДКБ.

Налажено взаимодействие между участниками Договора для выработки превентивных шагов на основе анализа опасных тенденций, развивающихся в мире. В целом задачи, которые Совет коллективной безопасности, президенты наших государств-членов ставили в последние годы перед Организацией, выполнены. Естественно, предстоит еще большая работа по дальнейшему надстраиванию структур безопасности, способных охватить весь спектр проблем, которые ставит жизнь в новых, возможно, более сложных международных условиях.

- В чем суть готовящихся к обсуждению на сессии Совета коллективной безопасности 6 октября проектов документов по военному и военно-техническому сотрудничеству?

- Хочу подчеркнуть, что в основе процесса военно-политической интеграции в рамках ДКБ - близость, а по большому счету, совпадение национальных интересов в области безопасности государств-участников Договора.

Знаковой для новой динамики развития Организации стала Минская сессия Совета коллективной безопасности в мае 2000 года, решения которой были придали Договору больше гибкости и оперативности в решении вопросов военного сотрудничества. В их ряду особое место занимают документы - Основные положения коалиционной стратегии, Модель региональной системы коллективной безопасности, Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности и Соглашение о статусе их формирований, Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества и другие. В результате был сформирован комплекс взаимосвязанных решений, подробно и предметно определяющих процесс практического создания как компонентов, так и в целом системы коллективной безопасности.

Вместе с тем следует отметить, что с самого начала государства-участники не собирались придавать Договору милитаристский характер. Всегда подчёркивалась наша готовность к развитию сотрудничества, применению политико-дипломатических средств для того, чтобы обеспечивать безопасность наших государств.

Говоря о документах, вносимые на рассмотрение нынешнего Совета коллективной безопасности, прежде всего стоит отметить доклад Председателя Совета министров обороны главам государств результатов выполнения запланированных ранее мероприятий коалиционного военного строительства Организации в целом и предложений по их качественной и своевременной реализации.

Предусматривается также рассмотрение документов, направленных на дальнейшее развитие Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона за счет их переоснащения в период до 2010 года современными образцами вооружения, военной техники и специальными средствами. На рассмотрение СКБ вносится проект Соглашения о создании системы управления силами и средствами коллективной безопасности ОДКБ. Его принятие позволит приступить к практическим шагам по обеспечению эффективной координации и управлению деятельностью вооруженных сил государств-членов в интересах коллективной обороны на всех этапах - от оценки военно-политической обстановки и степени угроз до боевого применения.

Принципиально важным элементом военной составляющей ОДКБ является оказание срочной военно-технической помощи в условиях кризисных ситуаций. На правовое обеспечение этой задачи направлен проект Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии. В этом же контексте необходимо отметить, что на рассмотрение глав государств будет также представлен проект Соглашения о льготных условиях поставок спецтехники и спецсредств для оснащения правоохранительных органов и спецслужб государств-членов Организации.

С уверенностью можно сказать, что нынешний выход на практическое военное сотрудничество реально повышает национальную безопасность каждого из наших государств, содействует укреплению стабильности на пространстве Организации, да, пожалуй, и за его пределами. В будущем ОДКБ не предусматривает создания замкнутого военного блока или союза. Мы открыты для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих наши цели и принципы. Мы не рассматриваем ни одно государство в качестве военного противника. Растущее осознание масштабности и долговременного характера новых угроз не сформировало пока единых позиций в мировом сообществе относительно наиболее эффективных и вместе с тем адекватных методов противодействия им. Соответственно не без проблем складывается международное сотрудничество в этой сфере. Поэтому проводимая семью государствами работа по формированию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ приобретает ещё большее значение.

- В формате ОДКБ планируется создать новый орган - Координационный совет руководителей компетентных органов по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Расскажите о нем поподробнее.

- Необходимость создания такого вспомогательного органа подсказала операция "Нелегал ОДКБ-2007" по противодействию незаконной миграции граждан третьих стран в зоне действия ОДКБ, которая проводилась с 20 мая по 1 июня этого года. В операции были задействованы подразделения органов внутренних дел, полиции, миграционных и пограничных служб, а также консульские службы министерств иностранных дел государств ОДКБ. За нарушение миграционных законодательств стран-членов Организации в ходе "Нелегала" компетентными национальными органами привлечено более 5 тысяч иностранных граждан из третьих стран. В отношении указанной категории лиц возбуждено 102 уголовных дела, в том числе 10 за организацию незаконной миграции. Выявлено 5 случаев торговли людьми (траффикинг) и установлены 170 лиц из числа иностранцев, находящихся в розыске, раскрыто 35 преступлений. Пресечена деятельность ряда транснациональных преступных групп, причастных к обеспечению транзита нелегальных мигрантов в страны Западной Европы, контрабанде оружия, боеприпасов и наркотиков. Кроме того, более 720 руководителей предприятий (работодателей) привлечены к административной ответственности за не соблюдение соответствующих норм привлечения к труду наемных иностранных работников.

Полученные в ходе операции данные свидетельствуют о том, что основную нагрузку криминального характера на миграционных каналах продолжают испытывать Россия, Беларусь и Казахстан. Наиболее опасные направления миграционных потоков исходят из стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Основными функциями Координационного совета по нелегальной миграции ОДКБ станут проведение оперативно-профилактических мероприятий и специальных акций по борьбе с незаконной миграцией и связанных с ней правонарушений; обмен информацией о гражданах государств ОДКБ, которым в соответствии с национальным законодательством закрыт въезд в одну из стран Организации; взаимодействие в области создания национальных систем паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих электронные носители информации и многое другое.

- Сформирован ли механизм миротворчества в рамках ОДКБ и если "да", каковы условия его применения?

- Можно не сомневаться, что мандат на миротворчество станет главной военно-политической составляющей предстоящего саммита глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Отмечу сразу, никакой сенсации в том, что ОДКБ примеряет "голубые каски", нет. Еще в июне 2004 г. на саммите в Астане лидеры Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили "Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности". Свою позицию президенты обосновывали тем, что (цитирую по концепции) "вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой", а их предотвращение и урегулирование "без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным".

На разработку собственно механизма миротворческой деятельности потребовалось три года. И сегодня он представляет пакет из четырех документов: Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ; Положение о Коллективных миротворческих силах ОДКБ; Положение об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ; Положение о Главе миротворческой миссии ОДКБ. Зоной миротворческой деятельности ОДКБ может стать любая "горячая точка" мира. Если миротворческую операцию планируется проводить на территории государств, входящих в ОДКБ, то решение будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) с незамедлительным информированием ООН, исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ сможет даже запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН. Последнее - запрос мандата - становится обязательным, если речь идет о проведении миротворческой операции за пределами территории государств Организации. Для проведения операции создаются Коллективные миротворческие силы (КМС). В их состав государства-союзники предоставляют специально подготовленные части и подразделения из собственных миротворческих контингентов. Отметим, что таковые сегодня есть практически во всех странах-членах ОДКБ. В России, например, есть специальная дивизия.

Значительный опыт миротворчества и у Казахстана - это знаменитый "Казбат", недавно развернутый в бригаду. Определенный миротворческий опыт и подразделения имеются у Армении, Киргизии и Таджикистана. Даже в Белоруссии, где конституцией запрещено направлять воинские контингенты за пределы страны, есть офицеры, принимавшие участие в миротворческих операциях под флагом ООН. Принципиальная деталь: миротворчество будет носить исключительно добровольный характер. Даже если СКБ примет решение о начале миротворческой операции, это абсолютно не значит, что в ней примут участие военнослужащие всех семи государств, входящих в ОДКБ.

- Готова ли Организация к вызовам, которые могут появиться в связи с ситуацией вокруг Ирана, Афганистана или в других взрывоопасных регионах?

- Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время ОДКБ и входящие в нее государства не только поддерживают нормальные отношения с Ираном и Афганистаном, но и предпринимают усилия по недопущению там кризисного развития ситуации. Организация находится в контакте с властями Афганистана и стремится содействовать постконфликтному обустройству страны, включая помощь в формировании ее вооруженных сил, а также совместную борьбу с наркотрафиком. Что касается Ирана, то государства-члены ОДКБ активно выступают за решение всего комплекса вопросов, связанных с его ядерной программой, исключительно политическими методами. Наша Организация твердо придерживается мнения, что ни одна из современных проблем не имеет военного решения. Вместе с тем ОДКБ располагает опытом реагирования на обострения ситуаций. В том, что касается зоны нашей ответственности, Организация готова к вызовам, которые реально могут возникнуть.