В связи с политическим кризисом в Грузии внимание к Закавказскому региону в целом резко повысилось — не только со стороны России, но и США, которые — и это все очевиднее — отказываются считать регион сферой неких особых интересов Москвы. Одним из наиболее последовательных стратегических союзников в Закавказье остается Армения. Пребывание российских военных баз на ее территории не ставится под сомнение руководством республики. Действует совместная военная группировка одной из российских баз с одним из армянских военных корпусов. О дальнейших перспективах двусторонних отношений в интервью корреспонденту «Известий» Вартану ТОНОЯНУ рассказал недавно побывавший в Москве с визитом министр обороны Армении Серж САРКИСЯН.
— Каковы сегодня приоритеты Армении на рынке вооружений? Какому оружию отдается предпочтение?
- Наше вооружение в основном советского производства, и в ближайшее время возможности или желания его менять у нас нет. Россия, учитывая ситуацию в Нагорном Карабахе и позицию Азербайджана, весьма осторожно подходит к вопросам продажи некоторых видов оружия Армении. Исходя из этого, мы налаживаем военно-техническое сотрудничество с рядом стран бывшего СССР, Восточной Европы и другими странами. Так, в ближайшие 2-3 года мы рассчитываем на модернизацию средств связи в основном за счет закупок в США.
— Нет ли на этот счет возражений у российской стороны?
- Напротив. Мы ближайшие союзники, и это означает, что обоимпартнерам выгодно, чтобы другой партнер стал сильнее. Этот процесс мы начали год назад, и я встретил полное понимание российских кол лег в этом вопросе.
— Каков военный бюджет Армении?
- Мизерный. Около 80 миллионов долларов. Это вдвое меньше, чем в Азербайджане, и составляет 17% от общего бюджета и около 3% ВВП.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы мирного урегулирования карабахской проблемы?
- К сожалению, конфликт вокруг Нагорного Карабаха до сих пор не разрешен. Мы с Азербайджаном в состоянии ни войны ни мира. Ключ к решению проблемы - это компромисс. Позиция Армении была четко сформулирована президентом Кочаряном еще в 2000 г. Она сводится к тому, что Армения готова к переговорам при наличии трех основных условий, и главное из них гласит: Нагорный Карабах не может входить в состав Азербайджана, так как в противном случае там не останется ни одного армянина. В двадцатых годах, когда Карабах решением Кавказского Бюро большевиков был насильно присоединен к Азербайджану, на его территории проживало более 99% армян. К 1988 году их осталось 75%, 20% населения составили азербайджанцы, 5% - русские, курды и греки. Сегодня картина изменилась, но я уверен, что азербайджанцы, проживающие ранее в Карабахе, смогут вернуться, если ситуация разрешится мирным путем.
— В российской прессе в связи с приобретением в последнее время Россией ряда крупных предприятий Армении некоторые писали, что ваша республика, мол, просто сбагрила нерентабельные предприятия, что россиян обманули, заплатив им вместо долга ненужными заводами. В Армении же, наоборот, некоторые сетовали, что Россия путем давления забрала лучшее...
- И те, и другие заявления беспочвенны. В действительности России были переданы мощные и весьма перспективные объекты. Так, завод «Марс» является одним из самых современных предприятий по производству электроники на постсоветском пространстве. На его строительство СССР потратил более 600 миллионов долларов, его продукция должна была обеспечивать всю страну. С другой стороны, Армения не в состоянии эксплуатировать «Марс» без помощи России. Разданская ТЭЦ, переданная России, вырабатывает 40% электроэнергии всей Армении, но работает исключительно на российском газе, так что соглашение о передаче предприятий я считаю взаимовыгодным во всех отношениях.
— Как вы оцениваете последние события в Грузии?
- Необходимо время, чтобы дать квалифицированную оценку происходящим в Грузии переменам. Я надеюсь, что грузинский народ сделает в итоге правильный выбор. Вместе с тем стабильность в Грузии очень важна для нас. Единственная железная дорога, питающая Армению в условиях блокады со стороны Турции и Азербайджана, проходит через Грузию.
— Последнее время немало разговоров о возможном вступлении Армении в НАГО. Какова ваша позиция по этому вопросу?
- Пока в повестке дня такого вопроса не существует. Речь идет о развитии отношений с НАТО, которые мы считаем составной частью национальной безопасности Армении. В этом году состоялись совместные учения Армении и НАТО на нашей территории. В учениях приняла участие Россия, и во многом благодаря конструктивным отношениям России и НАТО такие учения стали возможны... И все же я хотел бы особо подчеркнуть, что Россия - наш главный стратегический партнер. В условиях меняющихся геополитических приоритетов в Закавказье Россия всегда может положиться на Армению. Считаю, что уровень сотрудничества, достигнутого между Россией и Арменией в последние годы, следует беречь и всячески развивать...