РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ОДКБ: щит становится непробиваемым

ОДКБ: щит становится непробиваемым

Подготовил Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».









Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) обретает все больший авторитет на международной арене. Как показало время, заявления скептиков о том, что организация останется лишь на бумаге и не станет основой реального сотрудничества, не оправдались. Более того, в последнее время на различных уровнях ОДКБ получила мощный импульс к дальнейшему развитию. В этой связи мы предоставляем слово представителям секретариата организации, так как именно этот координирующий орган играет важнейшую роль в деле полномасштабного и своевременного обеспечения безопасности государств — членов ОДКБ.






     «ОДКБ располагает всеми необходимыми механизмами для борьбы с терроризмом и наркоугрозой».

Президент России Владимир ПУТИН.






     



     

НАША СПРАВКА


     Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 г. сроком на 5 лет с последующим продлением. На сессии совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 г. в Москве был подписан протокол о продлении ДКБ, которым предусматривается автоматическое продление срока действия договора на очередные пятилетние периоды. 7 октября 2002 г. в Кишиневе президенты государств - участников ДКБ подписали Устав организации договора о коллективной безопасности и Соглашение о ее правовом статусе. В доктринальном плане ОДКБ выражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-членов на основе приоритета политических средств по предотвращению и ликвидации военных конфликтов. При этом организация остается открытой для присоединения к ней других государств, разделяющих цели и принципы ее членов. На данный момент в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при организации.
     Главным руководящим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств - членов организации. Консультативно-исполнительные органы ОДКБ – Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО),
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Постоянно действующими органами являются секретариат, который осуществляет организационное, информационно-аналитическое и консультационное обеспечение деятельности организации, а также создаваемый Объединенный штаб ОДКБ, который также станет рабочим органом СМО. В период между сессиями СКБ вопросами координации, взаимодействия в реализации принятых решений занимается Постоянный совет полномочных представителей, которые назначаются от каждого государства ОДКБ.
     



     

Главное - мы вместе


     

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     Николай Бордюжа родился 20 октября 1949 г. в Орле. В 1972 г. окончил Пермское командно-инженерное училище, после чего проходил службу в РВСН, а затем в КГБ СССР, Федеральном агентстве правительственной связи России. С 1994 по 1998 г. - заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ, директор ФПС РФ. В сентябре 1998 г. назначен секретарем Совета безопасности России. С декабря 1998 г. - руководитель Администрации президента с сохранением поста секретаря СБ РФ. В 1999 г. - председатель Государственного таможенного комитета РФ. 22 декабря 1999 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Королевстве Дания. 28 апреля 2003 года на сессии Совета коллективной безопасности назначен генеральным секретарем ОДКБ.


     

Генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА




     Основными направлениями работы организации являются политическое сотрудничество, совершенствование военной компоненты и выработка конкретных совместных шагов по противодействию общим вызовам и угрозам. Исходя из этих трех основных направлений и построена структура секретариата ОДКБ. У нас есть управление политического сотрудничества, которое занимается прежде всего вопросами согласования внешнеполитических позиций, координацией в области международной деятельности государств - членов ОДКБ (в том числе выработкой соответствующих позиций, заявлений и т. д.), управление военного сотрудничества, которое участвует в развитии военной компоненты, в частности занимается вопросами военно-технического сотрудничества, интеграционных систем – ПВО, связи, разведки и т.д. Третье – управление по противодействию вызовам и угрозам. В нем работают специалисты в сфере борьбы с терроризмом, наркобизнесом, транснациональной преступностью. Задача данного управления - не организовывать непосредственно оперативную работу, а вырабатывать предложения по конкретным совместным шагам государств - членов ОДКБ для противодействия новым вызовам и угрозам, а также координировать действия специальных сил. Все эти управления формируются на квотной основе в зависимости от долевого участия в финансировании деятельности организации.
     Помимо прочего, структурными единицами секретариата ОДКБ являются информационно-аналитический, правовой, финансовый, организационный отделы, а также управление делами секретариата.
     Примечательно, что за довольно короткий период стало заметно активнее продвигаться сотрудничество в военной сфере, по взаимодействию силовых структур, существенно улучшилась координация внешнеполитической деятельности.
     Теперь при наличии внешней угрозы для одной из стран - участниц ОДКБ решение о применении военной силы может быть принято в течение нескольких десятков минут. Уже разработаны, утверждены и отрабатываются в ходе совместных учений планы боевого применения военной составляющей. Происходит наращивание военной компоненты в рамках организации, в частности недавно была открыта авиабаза в Канте, которая стала авиационной составляющей КСБР.
     Все это в свою очередь ведет к реализации главного замысла организации - коллективной безопасности данных государств. Сегодня в ОДКБ входят шесть стран, которые не только на словах, но и на деле хотят совместно обеспечивать безопасность.
     Вместе с тем в формате ОДКБ есть некоторые трудности, которые, впрочем, не создают непреодолимых проблем для продолжения полноценного сотрудничества.
     Так, в области льготных поставок вооружения и военной техники в рамках организации проблема заключается в том, что каждое государство после проведения внутригосударственных процедур ратификации данного соглашения должно соответствующими нормативно-правовыми актами отработать механизм его выполнения, в котором будут определяться такие параметры, как ценообразование, тарифы по транспортировке вооружения, порядок получения разрешений на вывоз этого вооружения и т.д. То есть во всех странах ОДКБ должен быть отработан внутренний механизм реализации достигнутых договоренностей.
     На данном этапе для ОДКБ важно также определить конкретный оперативно-стратегический замысел дальнейшего развития военной компоненты.
     Пока не произошло окончательного кадрового наполнения рабочих структур организации. Например, нет решений некоторых государств по занятию квотных должностей в данных структурных подразделениях, что создает некоторые затруднения. Существуют и определенные финансовые проблемы.
     И все же главное, что мы вместе и каждое государство ОДКБ готово к дальнейшему практическому сотрудничеству, а значит, для нас нет непреодолимых преград.

     

Без политики не обойтись




     

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     После окончания в 1975 году МГИМО работал в секретариате ООН в Нью-Йорке, в посольствах СССР и России в ряде стран Латинской Америки, занимал различные должности в центральном аппарате МИД РФ. С октября 2003 г. - заместитель начальника управления политического сотрудничества секретариата ОДКБ.


     

Заместитель начальника управления политического сотрудничества
секретариата ОДКБ Валерий ДЕРГАЧЕВ




     Позвольте сначала сказать несколько слов о деятельности самой Организации договора о коллективной безопасности. Как показывает жизнь, и это было подтверждено на состоявшемся недавно в Бишкеке заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ, у всех участников организации есть главное - политическая воля к активному сотрудничеству. Это позволяет ОДКБ быстро адаптироваться к новой конфигурации современных вызовов и угроз, принимать своевременные решения, совершенствовать механизмы их реализации. Показателен тот факт, что ОДКБ удалось выработать единую позицию по целому ряду весьма сложных проблем, в том числе ситуации в Афганистане, борьбе с международным терроризмом и др.
     Договор о коллективной безопасности на деле показал свою эффективность. Приведу лишь несколько примеров: отражение вторжения в 1999-2000 гг. экстремистских бандформирований в государства Центральной Азии, создание Коллективных сил быстрого развертывания и открытие для их поддержки авиабазы на территории Киргизской республики в городе Кант. Успешно была проведена операция «Канал-2003» по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом оружия.
     Что касается задач управления политического сотрудничества секретариата ОДКБ, то они вытекают из Устава организации. Это прежде всего согласование и координация позиций по международным и региональным проблемам безопасности, подготовка совместных заявлений, проектов документов, выносимых на обсуждение руководящих органов ОДКБ. Важное направление деятельности - совершенствование консультационных механизмов и договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности. Это дает возможность быстро принимать решения, позволяющие ставить заслон агрессии извне, противостоять вызовам и угрозам, наладить плодотворное военно-политическое сотрудничество, эффективно влиять на формирующуюся систему международной безопасности. Предпринимаются шаги по установлению и развитию контактов с другими международными организациями, в частности с ООН и ОБСЕ. Регистрация ОДКБ при Организации Объединенных наций находится на завершающем этапе. В ближайшем будущем мы намерены направить заявку на получение статуса наблюдателя при ООН.
     Имеются перспективы для координации усилий с НАТО прежде всего в вопросах борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком. Должное внимание уделяется информационно-аналитическому и консультативному обеспечению деятельности органов ОДКБ. Мы стремимся работать в упреждающем режиме, предвидеть проблемы, с тем чтобы государства-члены могли своевременно принять меры для предотвращения негативного развития событий. Для решения всех этих и других задач у нас есть необходимый потенциал: управление политического сотрудничества укомплектовано сотрудниками, имеющими богатый опыт работы на ответственных дипломатических должностях.
     На днях делегация ОДКБ приняла участие в 11-м заседании совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Маастрихте (Нидерланды). Участие ОДКБ в данном мероприятии, по нашему мнению, было весьма плодотворным. Выступление генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи было распространено в качестве официального документа ОБСЕ. Участникам заседания также были представлены согласованные в ОДКБ заявления по ситуации в Афганистане и по борьбе с международным терроризмом, информация по антинаркотической операции «Канал-2003». В рамках визита состоялись рабочие встречи Николая Бордюжи с главами внешнеполитических ведомств России и Белоруссии, руководством секретариата ОБСЕ, представителями Европола и других международных организаций.
     Немаловажно и то, что ОДКБ впервые участвовала в качестве международной организации в этом крупном форуме, на котором были представлены 55 стран - членов ОБСЕ, 10 приглашенных государств и порядка 20 крупных международных организаций. Главной обсуждаемой проблемой стала стратегия противодействия угрозам безопасности и стабильности в ХХI веке. Речь шла прежде всего о борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком и организованной преступностью.
     В настоящее время наше управление ведет работу по подготовке к очередным консультациям полномочных представителей государств - членов ОДКБ, которые намечены на 18 декабря. На них будут обсуждаться итоги СМИД, СМО и КССБ, ситуация в Грузии, проблемы адаптированного ДОВСЕ и вопросы, касающиеся экспортного контроля. В будущем предстоит также большая работа по созданию и принятию решений в развитие документов, принятых на СМИД в Бишкеке.
     По моему мнению и по оценкам сотрудников, которые здесь работают не первый год, секретариат ОДКБ под руководством Николая Бордюжи «прибавляет обороты», набирает хорошую динамику. А это гарантия того, что организация будет наращивать потенциал для выполнения своей главной задачи - укрепления международной и региональной безопасности, защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств - членов ОДКБ.

     

К обороне готовы




     

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     В 1965 г. окончил академию Дзержинского. Служил в РВСН. С 1975 по 1992 год занимал различные должности в Генеральном штабе. Закончил службу в должности первого заместителя начальника договорно-правового управления. С 2002 года работает в секретариате ОДКБ. Советник управления военного сотрудничества секретариата ОДКБ. Генерал-майор в отставке.


     

Советник управления военного сотрудничества секретариата ОДКБ
Владимир КУКЛЕВ




     Прежде всего напомню, что в настоящее время создана основополагающая нормативно-правовая база для военного сотрудничества, в частности принята концепция коллективной безопасности, создана модель региональной безопасности, обозначены основные направления военного сотрудничества. Подписаны важные документы, в том числе
соглашение о статусе сил и средств системы коллективной безопасности, протокол о формировании этих сил и средств и т.д. Эти документы определили порядок формирования сил и средств системы коллективной безопасности (создание региональных группировок войск в рамках союза России и Белоруссии, в рамках сотрудничества России и Армении). Таким образом, они являются составной частью системы коллективной безопасности на восточно-европейском и закавказском направлениях. Существующая нормативно-правовая база позволила приступить к формированию региональной системы коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе, и первой фазой данного процесса стало формирование Коллективных сил быстрого развертывания. В настоящее время данная группировка наращивается и укрепляется, например, с открытием базы в Канте создана авиационная составляющая КСБР.
     В определении перспектив развития военной компоненты ОДКБ, разработке ее нормативно-правовой базы, реализации принятых решений мы активно сотрудничали и сотрудничаем с ШКВС, а в будущем будем взаимодействовать с Объединенным штабом ОДКБ. На предстоящем 9 декабря заседании Совета министров обороны ОДКБ планируется рассмотрение ряда вопросов по дальнейшему совершенствованию военной деятельности в рамках организации. С созданием Объединенного штаба ОДКБ часть задач, которые ранее решало наше управление, будет передана этому военно-штабному органу. Для нас же главным останется координация работы по выполнению решений организации.
     Военная составляющая содержит в себе также проблематику военно-технического сотрудничества (ВТС). Так, в 2000 году подписано соглашение об основных принципах ВТС между государствами - участниками тогда еще ДКБ. До недавнего времени оно предусматривало поставки продукции военного назначения на льготных условиях только для тех воинских формирований, которые входили в состав сил и средств системы коллективной безопасности. При непосредственном участии нашего управления 28 апреля на Душанбинской сессии СКБ было подготовлено и принято решение о распространении сферы действия этого соглашения на поставки продукции военного назначения для всех вооруженных сил государств - членов ОДКБ. Это было сделано исходя из того, что в принципе все они являются частью сил и средств системы коллективной безопасности. Были также отработаны основная нормативно-правовая база для такого режима и основные моменты механизма реализации этого соглашения.
     Следует отметить и то обстоятельство, что с вступлением в силу данного соглашения в дополненной редакции этот льготный режим осуществления ВТС будет распространяться не только на поставки продукции военного назначения, но и на другие его сферы, включая проведение НИОКР, ремонт и модернизацию военной техники и т.д. В этой связи предстоит решить задачу по наращиванию механизма реализации данного соглашения.
     В рамках углубления военно-технического сотрудничества остро стоит вопрос о практическом решении проблем, связанных с обеспечением качественной подготовки военных кадров для вооруженных сил государств ОДКБ, развития процесса совместного обучения. Сложность задачи обуславливается в первую очередь юридически-правовыми и финансовыми преградами. Но отмечу, что деятельность по преодолению данных трудностей ведется достаточно активно.
     В перспективе управлению предстоит серьезная работа, связанная с усилением военной составляющей организации. В частности, речь идет об обеспечении взаимодействия сил и средств системы коллективной безопасности на межрегиональном уровне, создании в этих целях объединенных военных систем, наращивании полнокровной региональной группировки в Центральной Азии, налаживании взаимодействия по всестороннему обеспечению региональных группировок войск (сил), а также, самое главное, определении конкретных перспектив дальнейшего военного сотрудничества.
     Прорабатывается вопрос возможного использования воинских формирований, входящих в силы и средства системы коллективной безопасности, для противодействия новым вызовам и угрозам во взаимодействии с другими силовыми ведомствами. К «нетрадиционным» задачам управления, кроме прочего, можно отнести и работу по созданию единой системы технического прикрытия железных дорог. Соглашение об этом было принято на сессии в Душанбе. Подобного рода работа будет со временем активизироваться.
     Актуальным остается совершенствование механизма принятия и реализации решений Совета коллективной безопасности, его уставных органов, связанных как с применением сил и средств, так и с оказанием экстренной военной и военно-технической помощи, в том числе с подготовкой предложений и вариантов экстренных военно-политических решений по реализации статьи 4 Договора о коллективной безопасности.


     

Отвечая на вызовы времени



     

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     Родился 16 апреля 1948 года. С 1971 года проходил службу в вооруженных силах СССР на офицерских должностях. В последующем более 30 лет работал в органах государственной безопасности, прошел путь от оперативного сотрудника до заместителя начальника управления центрального аппарата ФСБ России. Около четырех лет работал за рубежом в должности руководителя представительства ФСБ РФ за границей. Генерал-майор запаса.



     

Начальник управления противодействия вызовам и угрозам секретариата ОДКБ
Олег ГЛУХАРЕВ




     Наше управление самое молодое в структуре секретариата, так как оно создано совсем недавно: после преобразования ДКБ в ОДКБ. Вместе с тем отмечу, что в нынешних довольно непростых условиях его появление было обусловлено необходимостью координации совместной борьбы государств - членов организации с современными вызовами и угрозами национальной и коллективной безопасности.
     Сегодня мир столкнулся с опасностью, состоящей не в крупномасштабных военных действиях, а в террористических акциях с использованием новейших типов оружия и высокотехнологичных средств. При этом активно задействуются финансовые средства криминалитета, начиная от производства, контрабанды наркотиков и заканчивая похищением людей.
     Исходя из складывающейся международной обстановки, в зоне ответственности ОДКБ наше управление в тесном взаимодействии с советами безопасности государств-членов, соответствующими национальными ведомствами (органы безопасности, министерства внутренних дел, иные специализированные структуры) разрабатывает и представляет совместные предложения в области борьбы с международным терроризмом, радикальным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, миграцией, другими проявлениями трансграничной преступности. После утверждения внесенных предложений советом коллективной безопасности наше управление координирует работу по их практической реализации, что и является конечным результатом.
     Также в задачи управления входит организация взаимодействия по противодействию новым вызовам и угрозам в рамках соответствующих структур СНГ, в частности с Межпарламентской ассамблеей и Антитеррористическим центром, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью Содружества, а также с иными международными организациями.
     Кстати, наше управление противодействия вызовам и угрозам укомплектовано в основном бывшими сотрудниками органов государственной безопасности и правоохранительных структур, имеющими богатый практический опыт в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и незаконной миграцией.
     В последнее время реальное сотрудничество в рамках ОДКБ ведется ускоренными темпами. Ведь истинное партнерство в борьбе с международным терроризмом и другими угрозами безопасности будет там, где есть не только их общее понимание, но и практическое осуществление ответных мер. И у нас уже есть конкретные результаты совместной работы. Например, недавно была проведена международная оперативно-профилактическая операция «Канал-2003», которая стала одним из совместных шагов государств - членов ОДКБ по противодействию прежде всего возрастающей наркоугрозе. Будет справедливо отметить, что определенные наработки в области проведения трансграничных оперативно-профилактических мероприятий уже есть и этот опыт был нами использован. Однако в подобном формате (всех шести государств) и масштабе операция осуществлялась впервые. На постсоветском пространстве ей, пожалуй, нет аналогов. В рамках операции были созданы Межгосударственный координационный штаб, национальные и региональные органы управления, обеспечен обмен информацией между участниками мероприятий в режиме реального времени. Общая численность задействованных сил правопорядка и спецслужб составила свыше 43 тысяч человек. В частности, было организовано несколько тысяч совместных оперативных групп в приграничных районах, а также на различных объектах транспортной инфраструктуры. В результате реализации запланированных мероприятий выявлено 1.403 преступления, связанные с наркотиками, изъято около 2 тонн наркотических веществ. Помимо этого были раскрыты 2.407 общеуголовных преступлений, изъяты 238 единиц огнестрельного оружия, около 10 тыс. боеприпасов. К уголовной ответственности привлечены 955 человек. Выявлены и пресечены устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков с территории стран Центральной Европы в Россию, в том числе через Каспийское море.
     Но главное то, что был приобретен ценнейший опыт взаимодействия национальных силовых ведомств как между собой, так и с Секретариатом ОДКБ, который, несомненно, будет использован в будущем.
     В заключение хотелось бы отметить, что разрабатывается ряд других конкретных мер по противодействию терроризму, радикальному экстремизму, транснациональной организованной преступности и по предотвращению иных угроз коллективной безопасности, которые были рассмотрены на прошедшем 8 декабря заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. После их утверждения данные предложения, по сути, стали приоритетными направлениями деятельности управления на ближайшую перспективу.

 

Назад