ОДКБ: щит становится непробиваемым |
Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) обретает все больший авторитет на международной арене. Как показало время, заявления скептиков о том, что организация останется лишь на бумаге и не станет основой реального сотрудничества, не оправдались. Более того, в последнее время на различных уровнях ОДКБ получила мощный импульс к дальнейшему развитию. В этой связи мы предоставляем слово представителям секретариата организации, так как именно этот координирующий орган играет важнейшую роль в деле полномасштабного и своевременного обеспечения безопасности государств — членов ОДКБ.
«ОДКБ располагает
всеми необходимыми механизмами для борьбы с терроризмом и наркоугрозой».
Президент России Владимир ПУТИН.
НАША СПРАВКА
Договор о коллективной безопасности (ДКБ)
подписан 15 мая 1992 г. сроком на 5 лет с последующим продлением. На сессии совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 г. в
Москве был подписан протокол о продлении ДКБ, которым предусматривается автоматическое
продление срока действия договора на очередные пятилетние периоды. 7 октября
2002 г. в Кишиневе президенты государств - участников ДКБ подписали Устав
организации договора о коллективной безопасности и Соглашение о ее правовом
статусе. В доктринальном плане ОДКБ выражает сугубо оборонительную
направленность военной политики государств-членов на основе приоритета
политических средств по предотвращению и ликвидации военных конфликтов. При
этом организация остается открытой для присоединения к ней других государств,
разделяющих цели и принципы ее членов. На данный момент в ОДКБ входят Армения,
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Отдельным государствам
или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при
организации.
Главным руководящим органом ОДКБ является Совет
коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств - членов
организации. Консультативно-исполнительные органы ОДКБ – Совет министров
иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов
безопасности (КССБ). Постоянно действующими органами являются секретариат,
который осуществляет организационное, информационно-аналитическое и
консультационное обеспечение деятельности организации, а также создаваемый
Объединенный штаб ОДКБ, который также станет рабочим органом СМО. В период
между сессиями СКБ вопросами координации, взаимодействия в реализации принятых
решений занимается Постоянный совет полномочных представителей, которые
назначаются от каждого государства ОДКБ.
Главное - мы вместе
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Николай Бордюжа родился 20 октября 1949 г.
в Орле. В 1972 г. окончил Пермское командно-инженерное училище, после чего
проходил службу в РВСН, а затем в КГБ СССР, Федеральном агентстве
правительственной связи России. С 1994 по 1998 г. - заместитель директора
Федеральной пограничной службы РФ, директор ФПС РФ. В сентябре 1998 г. назначен секретарем Совета безопасности России. С декабря
1998 г. - руководитель Администрации президента с сохранением поста секретаря СБ РФ. В 1999 г. - председатель Государственного таможенного
комитета РФ. 22 декабря 1999 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом
Российской Федерации в Королевстве Дания. 28 апреля 2003 года на сессии Совета
коллективной безопасности назначен генеральным секретарем ОДКБ.
Генеральный секретарь
ОДКБ Николай БОРДЮЖА
Основными направлениями работы организации
являются политическое сотрудничество, совершенствование военной компоненты и
выработка конкретных совместных шагов по противодействию общим вызовам и
угрозам. Исходя из этих трех основных направлений и построена
структура секретариата ОДКБ. У нас есть управление политического
сотрудничества, которое занимается прежде всего
вопросами согласования внешнеполитических позиций, координацией в области
международной деятельности государств - членов ОДКБ (в том числе выработкой
соответствующих позиций, заявлений и т. д.), управление военного
сотрудничества, которое участвует в развитии военной компоненты, в частности
занимается вопросами военно-технического сотрудничества, интеграционных систем
– ПВО, связи, разведки и т.д. Третье – управление по противодействию вызовам и
угрозам. В нем работают специалисты в сфере борьбы с терроризмом,
наркобизнесом, транснациональной преступностью. Задача данного управления - не
организовывать непосредственно оперативную работу, а вырабатывать предложения
по конкретным совместным шагам государств - членов ОДКБ для противодействия
новым вызовам и угрозам, а также координировать действия специальных сил. Все
эти управления формируются на квотной основе в зависимости от долевого участия
в финансировании деятельности организации.
Помимо прочего, структурными единицами
секретариата ОДКБ являются информационно-аналитический, правовой, финансовый,
организационный отделы, а также управление делами секретариата.
Примечательно, что за довольно короткий период
стало заметно активнее продвигаться сотрудничество в военной сфере, по
взаимодействию силовых структур, существенно улучшилась координация
внешнеполитической деятельности.
Теперь при наличии внешней угрозы для одной из
стран - участниц ОДКБ решение о применении военной силы может быть принято в
течение нескольких десятков минут. Уже разработаны, утверждены и отрабатываются
в ходе совместных учений планы боевого применения военной составляющей.
Происходит наращивание военной компоненты в рамках организации, в частности
недавно была открыта авиабаза в Канте, которая стала авиационной составляющей
КСБР.
Все это в свою очередь ведет к реализации
главного замысла организации - коллективной безопасности данных государств.
Сегодня в ОДКБ входят шесть стран, которые не только на словах, но и на деле
хотят совместно обеспечивать безопасность.
Вместе с тем в формате ОДКБ есть некоторые
трудности, которые, впрочем, не создают непреодолимых проблем для продолжения
полноценного сотрудничества.
Так, в области льготных
поставок вооружения и военной техники в рамках организации проблема заключается
в том, что каждое государство после проведения внутригосударственных процедур
ратификации данного соглашения должно соответствующими нормативно-правовыми
актами отработать механизм его выполнения, в котором будут определяться такие
параметры, как ценообразование, тарифы по транспортировке вооружения, порядок
получения разрешений на вывоз этого вооружения и т.д. То есть во всех
странах ОДКБ должен быть отработан внутренний механизм реализации достигнутых
договоренностей.
На данном этапе для ОДКБ важно также определить
конкретный оперативно-стратегический замысел дальнейшего развития военной
компоненты.
Пока не произошло окончательного кадрового
наполнения рабочих структур организации. Например, нет решений некоторых
государств по занятию квотных должностей в данных структурных подразделениях,
что создает некоторые затруднения. Существуют и определенные финансовые
проблемы.
И все же главное, что мы вместе и каждое
государство ОДКБ готово к дальнейшему практическому сотрудничеству, а значит,
для нас нет непреодолимых преград.
Без политики не
обойтись
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
После окончания в 1975 году МГИМО работал в
секретариате ООН в Нью-Йорке, в посольствах СССР и России в ряде стран
Латинской Америки, занимал различные должности в центральном аппарате МИД РФ. С
октября 2003 г. - заместитель начальника управления политического
сотрудничества секретариата ОДКБ.
Заместитель начальника
управления политического сотрудничества
секретариата ОДКБ Валерий ДЕРГАЧЕВ
Позвольте сначала сказать несколько слов о
деятельности самой Организации договора о коллективной безопасности. Как
показывает жизнь, и это было подтверждено на состоявшемся недавно в Бишкеке
заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ, у всех участников организации
есть главное - политическая воля к активному сотрудничеству. Это позволяет ОДКБ
быстро адаптироваться к новой конфигурации современных вызовов и угроз,
принимать своевременные решения, совершенствовать механизмы их реализации.
Показателен тот факт, что ОДКБ удалось выработать единую позицию по целому ряду
весьма сложных проблем, в том числе ситуации в Афганистане, борьбе с
международным терроризмом и др.
Договор
о коллективной безопасности на деле показал свою эффективность. Приведу лишь
несколько примеров: отражение вторжения в 1999-2000 гг. экстремистских бандформирований в государства Центральной Азии, создание
Коллективных сил быстрого развертывания и открытие для их поддержки авиабазы на
территории Киргизской республики в городе Кант. Успешно была проведена операция
«Канал-2003» по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом оружия.
Что касается задач управления политического
сотрудничества секретариата ОДКБ, то они вытекают из Устава организации. Это прежде всего согласование и координация позиций по
международным и региональным проблемам безопасности, подготовка совместных
заявлений, проектов документов, выносимых на обсуждение руководящих органов
ОДКБ. Важное направление деятельности - совершенствование консультационных
механизмов и договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы
коллективной безопасности. Это дает возможность быстро принимать решения,
позволяющие ставить заслон агрессии извне, противостоять вызовам и угрозам,
наладить плодотворное военно-политическое сотрудничество, эффективно влиять на
формирующуюся систему международной безопасности. Предпринимаются шаги по
установлению и развитию контактов с другими международными организациями, в частности
с ООН и ОБСЕ. Регистрация ОДКБ при Организации Объединенных наций находится на
завершающем этапе. В ближайшем будущем мы намерены направить заявку на
получение статуса наблюдателя при ООН.
Имеются перспективы для координации усилий с НАТО прежде всего в вопросах борьбы с терроризмом,
религиозным экстремизмом, наркотрафиком. Должное
внимание уделяется информационно-аналитическому и консультативному обеспечению
деятельности органов ОДКБ. Мы стремимся работать в упреждающем режиме,
предвидеть проблемы, с тем чтобы государства-члены
могли своевременно принять меры для предотвращения негативного развития
событий. Для решения всех этих и других задач у нас есть необходимый потенциал:
управление политического сотрудничества укомплектовано сотрудниками, имеющими
богатый опыт работы на ответственных дипломатических должностях.
На днях делегация ОДКБ приняла участие в 11-м
заседании совета министров иностранных дел Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Маастрихте (Нидерланды).
Участие ОДКБ в данном мероприятии, по нашему мнению, было весьма плодотворным.
Выступление генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи было распространено в
качестве официального документа ОБСЕ. Участникам заседания также были
представлены согласованные в ОДКБ заявления по ситуации в Афганистане и по
борьбе с международным терроризмом, информация по антинаркотической
операции «Канал-2003». В рамках визита состоялись рабочие встречи Николая
Бордюжи с главами внешнеполитических ведомств России и Белоруссии, руководством
секретариата ОБСЕ, представителями Европола и других
международных организаций.
Немаловажно и то, что ОДКБ впервые участвовала в
качестве международной организации в этом крупном форуме, на котором были
представлены 55 стран - членов ОБСЕ, 10 приглашенных государств и порядка 20
крупных международных организаций. Главной обсуждаемой проблемой стала
стратегия противодействия угрозам безопасности и стабильности в ХХI веке. Речь шла прежде всего о
борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком
и организованной преступностью.
В настоящее время наше управление ведет работу по
подготовке к очередным консультациям полномочных представителей государств -
членов ОДКБ, которые намечены на 18 декабря. На них будут обсуждаться итоги
СМИД, СМО и КССБ, ситуация в Грузии, проблемы адаптированного ДОВСЕ и вопросы,
касающиеся экспортного контроля. В будущем предстоит также большая работа по
созданию и принятию решений в развитие документов, принятых на СМИД в Бишкеке.
По моему мнению и по
оценкам сотрудников, которые здесь работают не первый год, секретариат ОДКБ под
руководством Николая Бордюжи «прибавляет обороты», набирает хорошую динамику. А
это гарантия того, что организация будет наращивать потенциал для выполнения
своей главной задачи - укрепления международной и региональной безопасности,
защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и
суверенитета государств - членов ОДКБ.
К обороне готовы
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
В 1965 г. окончил академию Дзержинского.
Служил в РВСН. С 1975 по 1992 год занимал различные должности в Генеральном
штабе. Закончил службу в должности первого заместителя начальника
договорно-правового управления. С 2002 года работает в секретариате ОДКБ.
Советник управления военного сотрудничества секретариата ОДКБ. Генерал-майор в
отставке.
Советник управления
военного сотрудничества секретариата ОДКБ
Владимир КУКЛЕВ
Прежде всего напомню,
что в настоящее время создана основополагающая нормативно-правовая база для
военного сотрудничества, в частности принята концепция коллективной
безопасности, создана модель региональной безопасности, обозначены основные
направления военного сотрудничества. Подписаны важные документы, в том числе соглашение о статусе сил и средств
системы коллективной безопасности, протокол о формировании этих сил и средств и
т.д. Эти документы определили порядок формирования сил и средств системы
коллективной безопасности (создание региональных группировок войск в рамках
союза России и Белоруссии, в рамках сотрудничества России и Армении). Таким
образом, они являются составной частью системы коллективной безопасности на
восточно-европейском и закавказском направлениях. Существующая
нормативно-правовая база позволила приступить к формированию региональной
системы коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе, и первой
фазой данного процесса стало формирование Коллективных сил быстрого
развертывания. В настоящее время данная группировка наращивается и укрепляется,
например, с открытием базы в Канте создана авиационная составляющая КСБР.
В определении перспектив развития военной
компоненты ОДКБ, разработке ее нормативно-правовой базы, реализации принятых
решений мы активно сотрудничали и сотрудничаем с ШКВС, а в будущем будем
взаимодействовать с Объединенным штабом ОДКБ. На предстоящем 9 декабря
заседании Совета министров обороны ОДКБ планируется рассмотрение ряда вопросов
по дальнейшему совершенствованию военной деятельности в рамках организации. С
созданием Объединенного штаба ОДКБ часть задач, которые ранее решало наше
управление, будет передана этому военно-штабному органу. Для нас же главным
останется координация работы по выполнению решений организации.
Военная составляющая содержит в себе также
проблематику военно-технического сотрудничества (ВТС). Так, в 2000 году
подписано соглашение об основных принципах ВТС между государствами - участниками
тогда еще ДКБ. До недавнего времени оно предусматривало поставки продукции
военного назначения на льготных условиях только для тех воинских формирований,
которые входили в состав сил и средств системы коллективной безопасности. При
непосредственном участии нашего управления 28 апреля на Душанбинской сессии СКБ
было подготовлено и принято решение о распространении сферы действия этого
соглашения на поставки продукции военного назначения для всех вооруженных сил
государств - членов ОДКБ. Это было сделано исходя из того, что в принципе все
они являются частью сил и средств системы коллективной безопасности. Были также
отработаны основная нормативно-правовая база для такого режима и основные
моменты механизма реализации этого соглашения.
Следует отметить и то обстоятельство, что с
вступлением в силу данного соглашения в дополненной редакции этот льготный
режим осуществления ВТС будет распространяться не только на поставки продукции
военного назначения, но и на другие его сферы, включая проведение НИОКР, ремонт
и модернизацию военной техники и т.д. В этой связи предстоит решить задачу по
наращиванию механизма реализации данного соглашения.
В рамках углубления военно-технического
сотрудничества остро стоит вопрос о практическом решении проблем, связанных с
обеспечением качественной подготовки военных кадров для вооруженных сил
государств ОДКБ, развития процесса совместного обучения. Сложность задачи
обуславливается в первую очередь юридически-правовыми и финансовыми преградами.
Но отмечу, что деятельность по преодолению данных трудностей ведется достаточно
активно.
В перспективе управлению предстоит серьезная
работа, связанная с усилением военной составляющей организации. В частности,
речь идет об обеспечении взаимодействия сил и средств системы коллективной
безопасности на межрегиональном уровне, создании в этих целях объединенных
военных систем, наращивании полнокровной региональной группировки в Центральной
Азии, налаживании взаимодействия по всестороннему обеспечению региональных
группировок войск (сил), а также, самое главное, определении конкретных
перспектив дальнейшего военного сотрудничества.
Прорабатывается вопрос возможного использования
воинских формирований, входящих в силы и средства системы коллективной
безопасности, для противодействия новым вызовам и угрозам во взаимодействии с
другими силовыми ведомствами. К «нетрадиционным» задачам управления, кроме
прочего, можно отнести и работу по созданию единой системы технического
прикрытия железных дорог. Соглашение об этом было принято на сессии в Душанбе.
Подобного рода работа будет со временем активизироваться.
Актуальным остается совершенствование механизма
принятия и реализации решений Совета коллективной безопасности, его уставных
органов, связанных как с применением сил и средств, так и с оказанием
экстренной военной и военно-технической помощи, в том числе с подготовкой
предложений и вариантов экстренных военно-политических
решений по реализации статьи 4 Договора о коллективной безопасности.
Отвечая на вызовы
времени
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Родился
16 апреля 1948 года. С 1971 года проходил службу в вооруженных силах СССР на
офицерских должностях. В последующем более 30 лет работал в органах
государственной безопасности, прошел путь от оперативного сотрудника до
заместителя начальника управления центрального аппарата ФСБ России. Около
четырех лет работал за рубежом в должности руководителя представительства ФСБ
РФ за границей. Генерал-майор запаса.
Начальник управления
противодействия вызовам и угрозам секретариата ОДКБ
Олег ГЛУХАРЕВ
Наше
управление самое молодое в структуре секретариата, так как оно создано совсем
недавно: после преобразования ДКБ в ОДКБ. Вместе с тем отмечу, что в нынешних
довольно непростых условиях его появление было обусловлено необходимостью
координации совместной борьбы государств - членов организации с современными
вызовами и угрозами национальной и коллективной безопасности.
Сегодня мир столкнулся с опасностью, состоящей не
в крупномасштабных военных действиях, а в террористических акциях с
использованием новейших типов оружия и высокотехнологичных средств. При этом
активно задействуются финансовые средства криминалитета, начиная от
производства, контрабанды наркотиков и заканчивая похищением людей.
Исходя из складывающейся
международной обстановки, в зоне ответственности ОДКБ наше управление в тесном
взаимодействии с советами безопасности государств-членов, соответствующими
национальными ведомствами (органы безопасности, министерства внутренних дел,
иные специализированные структуры) разрабатывает и представляет совместные
предложения в области борьбы с международным терроризмом, радикальным
экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, миграцией, другими
проявлениями трансграничной преступности. После утверждения внесенных
предложений советом коллективной безопасности наше управление координирует
работу по их практической реализации, что и является конечным результатом.
Также в задачи управления входит организация
взаимодействия по противодействию новым вызовам и угрозам в рамках
соответствующих структур СНГ, в частности с Межпарламентской ассамблеей и
Антитеррористическим центром, Бюро по координации борьбы с организованной
преступностью Содружества, а также с иными международными организациями.
Кстати, наше управление противодействия вызовам и
угрозам укомплектовано в основном бывшими сотрудниками органов государственной
безопасности и правоохранительных структур, имеющими богатый практический опыт
в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью,
наркобизнесом и незаконной миграцией.
В последнее время реальное сотрудничество в
рамках ОДКБ ведется ускоренными темпами. Ведь истинное партнерство в борьбе с
международным терроризмом и другими угрозами безопасности будет там, где есть
не только их общее понимание, но и практическое осуществление ответных мер. И у
нас уже есть конкретные результаты совместной работы. Например, недавно была
проведена международная оперативно-профилактическая операция «Канал-2003»,
которая стала одним из совместных шагов государств - членов ОДКБ по противодействию прежде всего возрастающей наркоугрозе. Будет справедливо отметить, что определенные
наработки в области проведения трансграничных оперативно-профилактических
мероприятий уже есть и этот опыт был нами использован. Однако в подобном
формате (всех шести государств) и масштабе операция осуществлялась впервые. На
постсоветском пространстве ей, пожалуй, нет аналогов. В рамках операции были
созданы Межгосударственный координационный штаб, национальные и региональные
органы управления, обеспечен обмен информацией между участниками мероприятий в
режиме реального времени. Общая численность задействованных сил правопорядка и
спецслужб составила свыше 43 тысяч человек. В частности, было организовано
несколько тысяч совместных оперативных групп в приграничных
районах, а также на различных объектах транспортной инфраструктуры. В
результате реализации запланированных мероприятий выявлено 1.403 преступления,
связанные с наркотиками, изъято около 2 тонн наркотических веществ. Помимо
этого были раскрыты 2.407 общеуголовных преступлений,
изъяты 238 единиц огнестрельного оружия, около 10 тыс. боеприпасов. К уголовной
ответственности привлечены 955 человек. Выявлены и пресечены устойчивые каналы
контрабандного перемещения наркотиков с территории стран Центральной Европы в
Россию, в том числе через Каспийское море.
Но главное то, что был приобретен ценнейший опыт
взаимодействия национальных силовых ведомств как между
собой, так и с Секретариатом ОДКБ, который, несомненно, будет использован в
будущем.
В заключение хотелось бы отметить, что
разрабатывается ряд других конкретных мер по противодействию терроризму,
радикальному экстремизму, транснациональной организованной преступности и по
предотвращению иных угроз коллективной безопасности, которые были рассмотрены
на прошедшем 8 декабря заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ.
После их утверждения данные предложения, по сути, стали приоритетными
направлениями деятельности управления на ближайшую перспективу.