РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРЕПИТЬ АВТОРИТЕТ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Анатолий МАЗУРКЕВИЧ

Подготовил Алексей ЛЯЩЕНКО.

От "десятки" до "военного МИДа"

- Анатолий Игнатьевич, 15 марта возглавляемое вами Главное управление международного военного сотрудничества (ГУМВС) Минобороны РФ отмечает 55-летие своей деятельности. Многие помнят ваш главк легендарной "десяткой"…

- Действительно, история ГУМВС Минобороны РФ началась с распоряжения Совета Министров СССР от 2 марта 1951 г.) (Приказ военного министра от 15.03.1951 г. № 0042), которым на базе отдела 2-го Главного управления Генштаба было создано 10-е управление Генерального штаба. За всю историю деятельности "десятки" во времена СССР она претерпевала неоднократные изменения по структуре, численности, штатам и названиям должностей. Но вплоть до создания в июле 1992 года Министерства обороны РФ в задачи "десятки" входила в первую очередь организация военного и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

С созданием российского военного ведомства 10-е Главное управление Генерального штаба было преобразовано в Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. В период 1994-1996 годов главк переподчинялся Генеральному штабу и вновь становился Главным управлением Министерства обороны.

- Какова сегодня структура ГУМВС?

- В настоящее время Главное управление состоит из четырех управлений: международно-договорного, военно-технического сотрудничества, сотрудничества с государствами - участниками СНГ и управления по командированию специалистов в зарубежные страны и обучению иностранных военнослужащих в вузах Минобороны РФ. В состав главка также входят информационно-аналитический центр, финансово-экономическая служба и организационно-технический отдел. В ГУМВС сегодня служат и трудятся более 300 человек. Кроме того, начальнику Главного управления переданы в оперативное подчинение Управление Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров, известное как Национальный центр по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО), и Военно-техническое издательство на иностранных языках Минобороны РФ.

- Задачи главка во многом понятны из названий его структурных подразделений, но, очевидно, выходят за рамки четырех управлений. Ведь не зря ваше ведомство называют "военным МИДом"?

- Главное управление решает задачи планирования, организации и контроля в Министерстве обороны военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также сопровождения и ведения переговорного процесса по вопросам военной безопасности, контроля над вооружениями и мерам доверия в военной области. Эти задачи решаются в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и центральными органами военного управления, другими силовыми структурами страны в соответствии с Концепцией национальной безопасности, Военной доктриной, указами Президента РФ и постановлениями правительства, приказами и директивами министра обороны и начальника Генерального штаба.

Я бы хотел отметить, что сотрудничество России с зарубежными странами в военной области имеет глубокие корни. Оно осуществлялось как со странами Востока, так и Запада на всем протяжении богатой конфликтами и войнами истории России и являлось составной частью политики государства.

Основные задачи этого сотрудничества очень метко охарактеризовал канцлер Российской империи A.M.Горчаков: "Наша политическая деятельность должна преследовать двойную цель. Во-первых, оградить Россию от участия во всякого рода внешних осложнениях, которые могли бы частично отвлечь ее силы от собственного внутреннего развития; во-вторых, приложить все силы к тому, чтобы в это время в Европе не имели места территориальные изменения, изменения равновесия сил или влияния, которые нанесли бы большой ущерб нашим интересам или нашему политическому положению. При условии выполнения этих двух условий можно… надеяться, что Россия, оправившись от потерь, укрепив свои силы и восстановив ресурсы, вновь обретет свое место, положение, авторитет, влияние и предназначение среди великих держав".

То есть логика здесь проста: чем международное военное сотрудничество активнее и продуктивнее, тем надежнее защищены национальные интересы страны.

Сегодня Россия сотрудничает в военной сфере более чем с 80 странами и рядом международных организаций. А основные усилия в этой области сосредоточены на создании условий для обеспечения безопасности России и защиты ее национальных интересов невоенными методами, через установление дружественных отношений с соседними и ведущими странами мира, их вооруженными силами, на выработке международно-правовых норм для понижения уровня и направленности военных потенциалов государств, способных представлять угрозу российским интересам.

При этом договорно-правовое обеспечение, оснащение армий государств-партнеров российским вооружением и военной техникой, оказание помощи в ее освоении, организация технического содействия, подготовка национальных кадров, финансово-экономическое обеспечение этой деятельности, руководство работой загранаппаратов являются звеньями одной цепи, и выпадение одного их них неминуемо несет за собой негативные последствия.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. Анатолий Игнатьевич Мазуркевич родился 24 марта 1949 года в городе Могилеве-Подольском Винницкой области Украинской ССР. Окончил Минское суворовское военное училище (1967 г.), Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1971 г.). Службу в авиации проходил в Группе советских войск в Германии и Среднеазиатском военном округе. После окончания Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина - на штабных должностях в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР.

С 1983 года - на военно-дипломатической работе. В 1983-1986 гг. - помощник военно-воздушного атташе при посольстве СССР в США (г. Вашингтон). В 1990 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. В 1991-1997 гг. - заместитель представителя Вооруженных Сил СССР в ООН (г. Нью-Йорк), военно-воздушный атташе, атташе по вопросам обороны при посольстве Российской Федерации в США (г. Вашингтон). С декабря 1997 года - начальник управления внешних сношений Министерства обороны Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 12 июля 2001 года назначен начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ.

Трудности означают развитие

- Не секрет, что Россия в последние годы резко активизировала сотрудничество с НАТО. Круг вопросов, обсуждаемых в рамках Совета Россия - НАТО (СРН), четко очерчен - борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки, достижение оперативной совместимости частей и подразделений ВС РФ и армий стран - членов НАТО и ряд других проблем, по которым у сторон по большому счету и нет особых разногласий. В то же время фактически вне СРН остаются вопросы, подходы к которым у России и НАТО значительно различаются, но которые играют существенную роль в обеспечении европейской безопасности, например ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), военной активности альянса у российских границ или дальнейшего расширения НАТО на восток. Получается, что диалог и реальные достижения в Совете возможны лишь по избирательным, неконфликтным темам?

- Сегодня Совет Россия - НАТО стал той переговорной площадкой, где на основе принципов равноправия, взаимного учета интересов и четких правил функционирования этих механизмов мы достигаем лучшего понимания и сближаем подходы. Под эгидой Совета на регулярной основе действуют свыше 20 рабочих и экспертных групп по целому ряду направлений, в том числе: борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового поражения, ядерная безопасность, контроль над вооружениями и меры доверия, военные реформы, спасание на море, миротворчество, ПРО ТВД, сотрудничество в воздушном пространстве и др.

Российско-натовское взаимодействие постепенно переходит в сферу практических дел там, где наши интересы совпадают. Это прежде всего присоединение нашей страны к антитеррористической операции НАТО в Средиземном море "Активные усилия", взаимодействие в рамках программы "Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве", проведение совместных тактико-специальных и командно-штабных учений.

Однако наряду с этими позитивными процессами в отношениях с НАТО порой все еще сохраняется инерция блоковых подходов. Например, мы по-прежнему убеждены, что географическое расширение НАТО не имеет серьезного аргументированного обоснования. Есть и другие достаточно чувствительные темы, где не всегда удается находить общий язык. Скажем, в обеспечении прав наших соотечественников в Латвии и Эстонии или во взаимодействии на постсоветском пространстве. Наша страна не претендует на монополию в этом регионе, но тем не менее вправе рассчитывать на то, что законные интересы России будут учитываться, так же как и мы готовы учитывать интересы партнеров в других регионах. Главное, чего мы ждем от них, - не действовать здесь в ущерб интересам России.

Ключевым же нерешенным вопросом в наших отношениях с НАТО остается, как и раньше, проблема вокруг ДОВСЕ. После достижения российско-грузинских договоренностей по российским военным базам позиция альянса по увязке ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ с выполнением так называемых Стамбульских обязательств Россией становится анахронизмом. Всем хорошо известно также положение дел в Приднестровье. Решение вопроса о выводе российского военного имущества зависит отнюдь не от нас, а от достижения там политического урегулирования. Ожидаем, что наши натовские партнеры в самое ближайшее время предпримут встречные шаги и приступят к выполнению главного, на наш взгляд, стамбульского обязательства - завершению национальных процедур ратификации и вступлению в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ.

Вообще, говоря о состоянии отношений Россия - НАТО, мы должны четко уяснить одну вещь: чем шире сотрудничество, тем сложнее проблемы, которые приходится совместно решать. Иногда количество проблем и их острота воспринимаются общественным мнением как сигнал некоего неблагополучия. Я же убежден как раз в обратном: наличие проблем есть свидетельство развития отношений. Современный мир - это не только сотрудничество, это еще и конкуренция. Такова обратная сторона и глобализации, и процесса сближения России с НАТО и ЕС.

- Известно, что "первую скрипку" в НАТО играют США. Вашингтон же, как правило, задает тон в активности и деятельности альянса. Как вы охарактеризуете отношения России и США на данном этапе?

- Достигнутый между Министерством обороны России и министерством обороны США уровень взаимоотношений позволяет охарактеризовать их как конструктивные и партнерские. РФ и США сегодня сотрудничают в сфере борьбы с терроризмом, взаимодействуют в области ПРО, контроля за экспортом технологий двойного назначения, осуществляют военное сотрудничество. Полезный обмен мнениями проходит по вопросам, связанным с решением региональных проблем, а также в отношении подготовки и проведения миротворческих операций.

- В чем заключается военное сотрудничество двух стран сегодня и каковы его перспективы?

- За последние годы наряду с увеличением количества проводимых по военной линии мероприятий изменились и качественные показатели взаимоотношений в этой сфере. Если раньше контакты между военнослужащими России и США носили в основном характер визитов, то сегодня все большее значение отводится практике - различного рода совместным учениям, тренировкам, конференциям. Ежегодно проходят учения по линии Сухопутных войск - "Торгау", по поиску и спасанию в Арктике - "Арктик-Сарекс", на 2006 год запланировано проведение пятого этапа командно-штабных учений по ПРО на ТВД, мы взаимодействуем по линии Военно-морского флота.

Прорабатываются также другие перспективные направления практического взаимодействия. Так, развитию сотрудничества министерств обороны России и США на высоком уровне должна способствовать деятельность нового консультационного механизма, возглавляемого мною и заместителем министра обороны США Э. Эдельманом.

- Какое место в отношениях России с США и в деятельности возглавляемого вами ведомства занимают вопросы стратегической стабильности, в частности соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений?

- Новые темы в российско-американском диалоге не отодвигают на второй план традиционную проблематику стратегических наступательных вооружений и стратегической стабильности. Сегодня основными переговорными площадками в этой сфере остаются совместная комиссия по соблюдению и инспекциям в связи с Договором о СНВ и двусторонняя комиссия по выполнению Договора о СНП.

Я бы не сказал, что у нас имеется полное взаимопонимание с США по выполнению данных договоренностей. Вместе с тем в ходе совместной работы нам удается последовательно снимать имеющиеся у сторон озабоченности в отношении выполнения конкретных процедур, предписанных Договором. Что касается российской стороны, то мы выполняем взятые на себя обязательства в полном объеме.

Вообще, расхождения по тем или иным вопросам будут всегда, и это характерно для отношений между любыми странами, а не только между Россией и США. Но это не мешает развитию и укреплению нашего взаимодействия по самому широкому спектру других тем международной повестки дня.

Приоритет - постсоветское пространство

- Одним из приоритетов российской внешней политики являются отношения со странами - членами ОДКБ и СНГ. По каким направлениям ведет работу с этими государствами ГУМВС?

- Приоритет в военном сотрудничестве с зарубежными странами как составной части внешней политики России всегда отдавался и будет отдаваться углублению отношений с государствами - участниками СНГ. Оно направлено на формирование системы взаимоотношений, обеспечивающей стратегические интересы как России, так и государств Содружества, поддержание стабильности и баланса интересов в различных регионах постсоветского пространства, предотвращение предпосылок возникновения угроз безопасности, прежде всего связанных с проявлением международного терроризма и экстремизма.

Россия дифференцированно подходит к взаимодействию с государствами Содружества в военной области. В основе этой работы - укрепление партнерских связей со всеми государствами, а с государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - и военно-союзнических отношений.

- ОДКБ как международная организация приобретает все более качественный уровень. Взаимодействие государств - членов ОДКБ охватывает широкую сферу - от внешнеполитической координации до борьбы с терроризмом, наркоугрозой, незаконной миграцией, оргпреступностью… Каковы перспективы развития ее военного потенциала?

- Динамичному развитию военного потенциала ОДКБ, способного адекватно реагировать на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств - членов этой организации, уделяется особое внимание. Успешно функционируют созданные в 2001 году Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР), предназначенные для решения задач по отражению внешней военной агрессии и проведению совместных контртеррористических операций. С открытием в октябре 2003 года на аэродроме Кант (Киргизская Республика) российской авиабазы усилился авиационный компонент КСБР ЦАР. В рамках ОДКБ возрастают масштабы совместной оперативной подготовки. Ярким примером этому служат ежегодно проводимые в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности совместные учения антитеррористической направленности "Рубеж".

Главами государств - членов ОДКБ утвержден План коалиционного военного строительства на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, который определяет конкретные мероприятия по формированию целостного облика военной составляющей этой организации. Одним из приоритетных направлений здесь является военно-техническое сотрудничество. За последнее время для наших военно-политических союзников - партнеров по ОДКБ созданы благоприятные условия в этой области. Принятые документы позволяют осуществлять поставки, ремонт, обслуживание вооружения и военной техники на льготных условиях, оказывать военно-техническую помощь. Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является и создание единой системы подготовки военных кадров для государств - членов ОДКБ на льготной основе, работа над которой сейчас активно ведется.

- А как обстоят дела с военным сотрудничеством в рамках СНГ?

- На саммите глав государств Содружества в Казани, который стал центральным событием в СНГ в 2005 году, были утверждены концептуальные подходы по дальнейшему развитию многостороннего военного сотрудничества стран - членов этой организации до 2010 года. На основе этих решений завершено реформирование рабочих органов Совета министров обороны государств - участников СНГ (СМО СНГ). Например, с 1 января 2006 года секретариату СМО СНГ переданы функции Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ, который в свою очередь упраздняется. Страны - члены СНГ сегодня в качестве приоритетов своего военного сотрудничества видят, в частности, совместное противодействие международному терроризму и экстремизму, а также дальнейшее развитие объединенной системы ПВО.

- Известно, что Россия придает важное значение развитию военного сотрудничества с государствами Содружества на двусторонней основе. Не могли бы вы кратко их охарактеризовать?

- Основные усилия здесь Россия сосредотачивает на развитии военно-союзнических отношений с государствами - членами ОДКБ, совершенствовании военной организации Союзного (Россия - Белоруссия) государства, укреплении нормативной правовой базы российского военного присутствия на территории государств СНГ.

Вместе с тем мы продолжаем активную работу с оборонным ведомством Украины. Значимость российско-украинских отношений была подтверждена на высшем государственном уровне путем создания российско-украинской межгосударственной комиссии под руководством президентов России и Украины. Приоритетом остается безусловное выполнение положений базовых соглашений по Черноморскому флоту, а также перевод декларируемого Киевом курса на стратегическое партнерство на язык практических дел.

На закавказском направлении расширяется сфера нашего сотрудничества с Арменией и Азербайджаном. С руководством военных ведомств этих государств в прошлом году достигнуты практические договоренности в области военного сотрудничества, которые будут реализованы.

Успешно развиваются наши отношения и с государствами Центрально-Азиатского региона. В 2005 году удалось сделать первые шаги по налаживанию военного сотрудничества с министерством обороны Туркменистана.

Подписан Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном, проведено совместное российско-узбекское антитеррористическое учение, достигнута договоренность о проведении в 2006 году аналогичного учения на территории нашей страны.

Создана и с 1 октября 2005 года начала функционировать 201-я российская военная база на территории Республики Таджикистан; решаются вопросы передачи в собственность России оптико-электронного узла "Нурек" системы контроля космического пространства и порядка его функционирования.

С Киргизией достигнута договоренность о проведении в 2006 году на ее территории совместного российско-киргизского учения антитеррористической направленности, разработан механизм расчетов за использование мест дислокации российских военных объектов на территории этой страны.

С Казахстаном продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы. В прошедшем году были подписаны межправительственные документы по урегулированию взаимных задолженностей: России - за аренду испытательных полигонов на территории Казахстана, а Казахстана - за обучение военнослужащих в вузах Минобороны России.

- Во многих перечисленных вами аспектах военного сотрудничества фигурируют российские военные базы и объекты…

- Сегодня на территориях Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана и Украины дислоцируются около 20 российских военных баз и объектов.

Это военное присутствие отвечает стратегическим интересам России и наших военных союзников по защите своего суверенитета и безопасности, позволяет Вооруженным Силам РФ быстро реагировать на возможные источники угроз государству и принимать необходимые решения в зависимости от складывающейся военно-политической ситуации и оперативной обстановки.

Вместе с тем российские военные базы, расположенные на территориях Республики Армения (102-я военная база), Киргизской Республики (авиационная база), Республики Таджикистан (201-я военная база), являются компонентами региональных группировок системы коллективной безопасности и служат гарантом стабильности в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности ОДКБ. Расположенная в Таджикистане 201-я военная база, кроме функций, связанных с защитой интересов России в системе коллективной безопасности, оказывает содействие пограничным войскам Республики Таджикистан в борьбе с наркотрафиком.

- Не все страны, в первую очередь Содружества, согласны с пребыванием российских военных объектов и баз на своей территории. Как идет работа по выводу российских военных баз, например, из Грузии?

- В прошлом году удалось выйти на приемлемые для российской стороны сроки вывода российских военных баз с территории Грузии - в течение трех лет. Минобороны России подготовлен проект соглашения между Россией и Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии. В соответствии с соглашением вывод российских военных баз и военных объектов с территории Грузии планируется завершить до конца 2008 года. Работа на этом направлении продолжается.

Престиж страны растет

- Анатолий Игнатьевич, одно из важнейших направлений деятельности Главного управления - военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами. Каковы здесь задачи и функции главка?

- На Главное управление возлагается участие в разработке проектов соответствующих нормативных правовых актов, других документов и материалов по вопросам ВТС. Наш главк обеспечивает в рамках Министерства обороны международный переговорный процесс по военно-техническому сотрудничеству, участвует в подготовке таких переговоров на уровне государственных, правительственных и ведомственных делегаций. ГУМВС организует согласование в Министерстве обороны вопросов, связанных с участием России в международных выставках продукции военного назначения, координирует деятельность центральных органов военного управления Вооруженных Сил по вопросам подготовки проектов международных договоров в области ВТС с иностранными государствами. Мы также осуществляем контроль за реализацией заключенных международных договоров в области ВТС, рассматриваем заявки иностранных государств о поставках из наличия Минобороны России вооружения и военной техники, их ремонта на предприятиях Минобороны. Главк передает лицензии и документацию на производство в иностранных государствах образцов вооружения и военной техники, участвует в создании на территории иностранных государств объектов военного назначения, в предоставлении иностранным государствам в аренду (лизинг) военной техники и транспортных средств, выполнении НИОКР в интересах инозаказчиков.

- В советское время одновременно и формой военного присутствия, и мерой повышения престижа нашей страны на международной арене было командирование военных специалистов и советников в армии дружественных стран. Их востребованность была обусловлена как высоким профессионализмом - на работу за границу уезжали лучшие из лучших, - так и тем, что военная техника и вооружение нашего производства занимали значительное место в оснащении национальных вооруженных сил большого количества стран. Актуальны ли аппараты военных специалистов и советников сегодня?

- Актуальны. В настоящее время в 16 зарубежных странах развернуты аппараты старших групп российских военных специалистов, за рубежом находятся более 600 российских военных советников и специалистов.

- Еще одной крупной составляющей деятельности ГУМВС остается подготовка военных специалистов для армий иностранных государств. Что дает это России сегодня?

- Обучение иностранных военнослужащих (ИВС) сегодня остается одним из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. При этом обучение иностранных граждан в вузах Минобороны РФ по методике и, самое главное, в духе российских Вооруженных Сил укрепляет взаимоотношения между государствами через человеческий фактор. Не секрет, что военная элита составляет основу военного и политического руководства во многих дружественных России государствах. А в свою очередь высокие руководящие посты в национальных вооруженных силах - министров обороны, начальников главных штабов и руководителей центральных органов военного управления - занимают многие выпускники российских военных вузов.

Отдельным вопросом является оказание услуг иностранным государствам по подготовке экипажей и боевых расчетов кораблей, подводных лодок, самолетов, вертолетов, зенитно-ракетных комплексов, ракетно-артиллерийской и бронетанковой техники. Инозаказчики часто напрямую связывают объемы закупок российского вооружения с необходимостью обучения правилам его эксплуатации, боевого применения, обслуживания и ремонта. И отмечу, что созданные сегодня российским военно-промышленным комплексом новейшие образцы вооружения и военной техники успешно конкурируют на мировом рынке вооружений в немалой степени благодаря высокому уровню подготовки иностранного обслуживающего персонала.

- Какова примерная численность и "география" иностранных курсантов и слушателей в российских военных вузах?

- У нас накоплен большой опыт сотрудничества в области подготовки военных кадров для вооруженных сил зарубежных стран. Начиная с 1943 года в военно-учебных заведениях СССР и его правопреемника - Российской Федерации - были подготовлены более 300 тысяч иностранных военнослужащих из 87 стран мира. Сотрудничество Минобороны России с иностранными государствами в области подготовки национальных военных кадров и технического персонала осуществляется с 38 странами из всех регионов планеты.

Сегодня в 53 военно-учебных заведениях и учебных центрах Минобороны РФ обучаются свыше 3 тысяч человек более чем по 600 специальностям и специализациям. Ежегодно в наших военно-учебных заведениях заканчивают обучение порядка 1.200 иностранных военных специалистов. При этом количество обучаемых из года в год растет, что свидетельствует о престиже российской военной школы.

Миротворцы спасли тысячи жизней

- Главное управление имеет отношение и к миротворчеству…

- Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Одним из направлений участия России в миротворческой деятельности ООН является предоставление воинских формирований и отдельных военнослужащих. Такое участие в миротворческих операциях отвечает политическим интересам России, способствует укреплению ее международного авторитета, увеличению количества руководящих должностей в штабах миссий и штаб-квартире ООН, а также дает возможность личному составу получить опыт действий в сложных климатических условиях, продемонстрировать возможности российской военной техники, профессионализм летного и наземного персонала.

Отмечу, что Российская Федерация занимает первое место по количеству военных наблюдателей ООН (105 человек в 11 миссиях ООН). Специфика их службы состоит в том, что свои задачи они выполняют фактически без оружия, полагаясь при принятии решений только на знания и опыт, а нередко - лишь на интуицию. Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показывает высокий уровень их профессиональной подготовки, морально-психологического состояния, умения в экстремальных ситуациях оперативно принять наиболее целесообразное решение.

- В каких миротворческих операциях участвует Россия?

- Сегодня Вооруженные Силы России принимают участие в миротворческих операциях на территории СНГ. Это - в Совместных силах по поддержанию мира (ССПМ, Южная Осетия, Грузия, основание нахождения войск - Соглашение о принципах урегулирования грузино-абхазского конфликта от 24.05.1992 года); в Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ, Абхазия, Грузия находятся в районе конфликта на основании решения СНГ от 21.10.1994 года; КСПМ тесно взаимодействуют с Миссией ООН в Грузии (МООНГ); в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Кроме того, в феврале 2006 года Президент РФ своим указом постановил направить воинское формирование Вооруженных Сил России для участия в операции ООН по поддержанию мира в Республике Судан (МООНС). Выполнять задачи в Судане будут 200 российских военнослужащих с четырьмя транспортно-боевыми вертолетами Ми-8МТ(МТВ) со штатным вооружением, боеприпасами и другими необходимыми средствами. Ориентировочный срок ввода формирования в МООНС - апрель-май этого года.

Отмечу также, что одним из направлений подготовки Вооруженных Сил РФ к участию в операциях по поддержанию мира стало создание 15-й отдельной мотострелковой бригады. Она предназначена именно для участия в международных миротворческих операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности по решению Президента РФ в интересах СНГ, ООН, ОБСЕ, Совета Россия - НАТО и, при необходимости, Шанхайской организации сотрудничества.

- Как вы прокомментируете обстановку вокруг российских миротворцев в Южной Осетии и в Абхазии?

- Российские миротворческие силы в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов выполняют задачи в соответствии с имеющимися международными соглашениями и договоренностями. Российские миротворцы в ходе своей деятельности многократно предотвращали возникновение серьезных вооруженных столкновений в зонах конфликтов, в результате чего спасены тысячи жизней мирных жителей.

Несмотря на это, руководством Грузии взят курс на отстранение России от миротворческого процесса. Официальный Тбилиси продолжает линию на изменение нынешнего переговорного формата и подключение к нему других стран. Продолжается активизация внешнеполитических усилий грузинской стороны с целью заручиться поддержкой со стороны США и стран ЕС в урегулировании конфликтов по собственному сценарию. Со стороны грузинских политиков часто раздаются безответственные призывы решить южно-осетинскую и абхазскую проблемы военным путем. Но миротворческие контингенты России на территории Грузии и дальше будут выполнять свои задачи в соответствии с имеющимся мандатом и международными договоренностями.

"Большая восьмерка" и "Глобальное партнерство"

- Россия в этом году впервые председательствует в "большой восьмерке". Участвует ли в подготовке к саммиту в Санкт-Петербурге российское военное ведомство, и в том числе ГУМВС?

- Председательство в "Группе восьми" содействует повышению роли России в мировых делах в качестве надежного ответственного партнера и призвано окончательно закрепить за нашим государством статус полноценного и активного участника элитного клуба ведущих индустриальных демократических держав, одного из лидеров современного мира.

Над решением задач российского председательства уже активно трудятся Администрация Президента РФ, прежде всего Оргкомитет по подготовке и обеспечению нашего председательства, многие министерства и ведомства, в том числе и Минобороны России.

"Визитной карточкой" российского председательства выбраны национальные инициативы, определяемые внешнеполитическими и социально-экономическими приоритетами России и в то же время не противоречащие принципиальным подходам других партнеров по "восьмерке", а также имеющие практическое значение для всего мирового сообщества. Не секрет, что в качестве центральных тем предлагаются две основные - международная энергетическая безопасность и образование и одна дополнительная - борьба с инфекционными заболеваниями. Необходимо учитывать то, что страна-председатель, обладая широкими полномочиями по формированию повестки дня работы "восьмерки", должна в то же время обеспечить преемственность ее деятельности.

- Планируется ли на саммите "большой восьмерки" обсуждение проблематики нераспространения оружия массового поражения и, в частности, программы "Глобальное партнерство"?

- Да, планируется наряду с приоритетами повестки дня российского председательства. В рамках реализации ранее запущенных проектов 27 февраля с.г. состоялось первое в ходе российского председательства в "Группе восьми" заседание Группы директоров по нераспространению, следующая встреча намечена на 13 апреля. На саммите в Санкт-Петербурге планируется подвести промежуточные итоги первой половины реализации программы "Глобального партнерства", сконцентрировав внимание на необходимости повышения эффективности предоставляемого содействия. Потому что пока ход реализации "Глобального партнерства" показывает, что объемы реально полученного Россией содействия и сроки его предоставления не соответствуют нашим потребностям, особенно в области химразоружения.