В Таджикистане всерьез опасаются прорыва талибов через таджикско-афганскую границу. Поводом для беспокойства стала активизация движения «Талибан» после операции афганской армии в северных афганских провинциях, граничащих с таджикской территорией.
«Мы должны реагировать на любые проявления терроризма на рубежах нашей страны и готовиться к любому исходу, даже самому непрогнозируемому» – заявил первый заместитель министра обороны Таджикистана Рамиль Надыров после командно-штабных учений «Рубеж-2009?, прошедших под Душанбе.
В ходе продолжавшихся неделю учений подразделения из России, Таджикистана и Киргизии отрабатывали меры по борьбе с отрядами боевиков.
Согласно легенде учений, таджикско-афганскую границу прорвали отряды боевиков до 300 человек, пытаясь уйти вглубь таджикской территории и рассеяться в горно-лесистой труднодоступной местности.
Военные должны были отразить атаку хорошо вооруженных группировок, по численности превосходивших небольшие отряды пограничников.
По мнению Рамиля Надырова, угроза со стороны талибов существует, хотя в настоящее время нет непосредственной опасности прорыва талибами таджикско-афганской границы. «Каких-либо слаженных, массовых движений боевых групп движения талибов нет» – заявил первый замминистра обороны Таджикистана.
По мнению политолога Вафо Ниятбекова, прорыв талибов в Центральную Азию пока действительно маловероятен, хотя сбрасывать со счетов подобное развитие событий тоже не следует.
«Пока талибы не преследуют цели захвата центральноазиатских государств, но нельзя забывать, что на их стороне активно воюют бывшие граждане стран Центральной Азии. Не исключено, что у кого-то из них появятся наполеоновские планы», – отметил эксперт.
До начала боевых учений в Душанбе работал оперативный штаб Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности.
Решение о создании КСБР ЦАР было принято президентами государств-участников Договора о коллективной безопасности в мае 2001 года.
Эти силы, в состав которых входят воинские части и подразделения Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, предназначены для обеспечения военной безопасности государств-членов ОДКБ.
Официальный Душанбе заявляет, что именно активизация талибов и «Аль-Каиды» на севере Афганистана заставляет их проводить операции, подобные прошедшей летом в горах Тавильдары на востоке Таджикистана.
В ходе той операции был убит бывший министр по чрезвычайным ситуациям Таджикистана и бывший командующий вооруженными силами таджикской оппозиции Мирзо Зиеев.
Он был одной из самых ярких и влиятельных фигур бывшей таджикской оппозиции. По официальной версии, он примкнул к боевикам, а затем был пойман силовиками.
Власти подозревали Зиеева в связях с полевым командиром бывшей таджикской оппозиции Абдулло Рахимовым. По некоторым данным Абдулло Рахимов, больше известный в стране под именем «мулло Абдулло» примкнул к движению Талибан, а затем воевал на стороне талибов.
В последнее время из Таджикистана часто поступают сообщения о задержаниях боевиков, операциях против них и судебных процессах. Все чаще власти говорят о связи задержанных с Исламским движением Узбекистана – организацией, основанной в 1996 году и попавшей в список террористических организаций Госдепартамента США .