Выдержки из пресс-конференции по итогам российско-американских переговоров
24 июня 2010 года, 20:00 Вашингтон
ВОПРОС: Вопрос обоим Президентам. Вы сказали, что обсуждали на переговорах ситуацию в Киргизии. Совпадают ли Ваши взгляды на эту проблему, какие совместные пути её решения вы видите? Известно, что и США, и Россия имеют в Киргизии свои военные базы. В связи с этим рассматриваете ли вы возможность привлечения военного контингента, если ситуация в Киргизии будет продолжать ухудшаться?
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, мы обсуждали этот вопрос, потому что ситуация в Киргизии тяжёлая, к сожалению, в настоящий момент государство не работает так, как должно работать. По сути, страна разделена де факто на части, продолжаются гражданские столкновения, в том числе, что особенно печально, на этнической почве, погибло много людей, власти оказались неспособны предотвратить то, что произошло. Поэтому мы заинтересованы, и Россия, и Соединённые Штаты Америки, в том, чтобы государство в Киргизии смогло решать эти задачи, чтобы были защищены обычные люди, чтобы соблюдались элементарные гражданские права и решались те задачи, которые решаются государством, включая задачу по обеспечению продовольствием и элементарными материальными благами.
Россия работает с киргизским руководством. Речь идёт о временном руководстве. Мы понимаем, что они ещё должны доказать свою легитимность, но в любом случае Россия считает, что Киргизия является стратегическим партнёром, это близкая нам страна. Мы будем им помогать и материально, и решая гуманитарные задачи. При этом мы надеемся, что в процессе выборов будет образована полноценная власть, способная решать задачи, стоящие перед государством. В противном случае Киргизию ждёт деградация и, к сожалению, вполне возможно, разделение на части. А у всех у нас есть обеспокоенность, что в этих условиях к власти в этой стране могут прийти радикалы, и тогда мы вынуждены будем решать те же задачи, которые решаются в других регионах. Я имею в виду, допустим, задачи, которые сегодня решаются в Афганистане.
Мы обсудили этот вопрос. И если говорить о возможности применения каких либо силовых методов наведения порядка, то я считаю, что Киргизия должна сама справляться с этими проблемами. Российская Федерация не планировала и не планирует направлять туда свой отдельный миротворческий контингент, хотя консультации по этой теме проводились, действительно я получил обращение от исполняющей обязанности Президента Республики Розы Отунбаевой.
В тоже время существует достаточно неплохо работающий механизм консультаций в формате ОДКБ, секретари советов безопасности встретились и обсуждали эту тему, включая, кончено, вопросы, связанные с введением миротворческого контингента. Пока в этом надобности не усмотрели, но ситуация может развиваться по-разному. Поэтому Организация договора о коллективной безопасности, конечно, будет реагировать на эти проблемы. В случае необходимости я, как председатель ОДКБ, в любой момент могу собрать совещание либо секретарей советов безопасности ОДКБ, либо даже президентов стран, входящих в ОДКБ. Мы рассчитываем на то, что и со стороны Соединённых Штатов Америки будет соответствующее понимание этой ситуации