Об итогах проведения очередной сессии Совета коллективной безопасности государств-членов ОДКБ
10 декабря с.г. в Москве в Большом Кремлевском дворце в Кремле состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Главы государств-членов ОДКБ рассмотрели повестку дня и подписали документы по вопросам повышения эффективности системы кризисного реагирования, статуса сил и средств системы коллективной безопасности, военно-экономического сотрудничества. Также рассмотрены проекты документов, регламентирующих деятельность Организации в сфере военного и военно-технического сотрудничества, информационной безопасности и других направлений. Всего подписано 33 документа. В том числе - 10 межгосударственных правовых актов, 5 соглашений и 5 протоколов, 20 решений СКБ. С докладом выступил Генеральный секретарь ОДКБ Н.Бордюжа.
На Совете коллективной безопасности было подписано Заявление о Миротворческих силах ОДКБ, принята Декларация глав государств-членов ОДКБ. Председательство от России перешло к Беларуси. Были объявлены приоритетные направления, которые планируется реализовать в период председательства Республики Беларусь в ОДКБ.
Изменения по совершенствованию системы кризисного реагирования были внесены в Договор о коллективной безопасности, в Устав Организации, Правила процедуры, Положения об органах ОДКБ. Также принят совершенно новый документ - "Положение о порядке реагирования на кризисные ситуации Организации Договора о коллективной безопасности". Оно регламентирует алгоритм работы уставных, постоянно действующих рабочих органов, предусматривается проведение экстренных консультаций и принятия решений о мерах, направленных на предотвращение (урегулирование) кризисной ситуации путем реализации политико-дипломатических мероприятий, применения сил и средств системы коллективной безопасности, оказания гуманитарной, материально-технической и иной помощи, реализации других мер.
В Договор о коллективной безопасности внесены изменения, в частности, предусматривающие уточнения:
- статьи 2 в части, касающейся выработки и реализации мер по оказанию помощи государствам - участникам в целях нейтрализации угроз их безопасности, территориальной целостности и суверенитету;
- статьи 4 в части, касающейся распространения содержащихся в ней обязательств по коллективным действиям на случай не только агрессии, но и иного вооруженного нападения;
- статьи 6 в части, касающейся применения в случаях, предусмотренных статьями 2 и 4, не только вооруженных сил государств-участников, а сил и средств системы коллективной безопасности, то есть в том числе подразделений органов внутренних дел, специальных служб, пограничных ведомств, органов чрезвычайного реагирования.
Внесенные изменения в статье 7 Устава ОДКБ определяют, что "для достижения целей Организации государства-члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету и реализацию права на коллективную оборону, включая создание коалиционных (коллективных) сил Организации, региональных (объединенных) группировок войск (сил), миротворческих сил, объединенных систем и органов управления ими, военной инфраструктуры. Государства-члены ОДКБ также взаимодействуют в сферах военно-технического (военно-экономического) сотрудничества, обеспечения вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб необходимыми вооружением, военной, специальной техникой и специальными средствами, подготовки военных кадров и специалистов для национальных вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов".
Статья 8 Устава дополнена абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Государства-члены принимают меры к созданию и функционированию в рамках Организации системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов.
Государства-члены взаимодействуют в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий".
В числе принятых документов на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ - соглашения, определяющие статус, формирование и использование Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в условиях проведения различных операций. Дается определение формированиям сил и средств системы коллективной безопасности, порядок их направления на территорию принимающей Стороны в соответствии с официальным обращением последней для реализации права на коллективную оборону в случае угрозы и/или совершения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одной или нескольких Сторон, противодействия другим вызовам и угрозам коллективной безопасности, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для проведения совместных командно-штабных и войсковых учений.
Заложенные нормы после принятия документов по КСОР ОДКБ позволяют урегулировать вопросы пересечения границы и размещения их в других государствах, предоставление возможных услуг и снабжения этих сил принимающей стороной, куда подразделения КСОР могут быть направлены для проведения каких-либо операций только по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Внесение изменений в уставные документы ОДКБ, принятие соответствующих нормативно-правовых актов и соглашений по КСОР позволяют теперь государствам-членам ОДКБ более эффективно и оперативно реагировать на развитие кризисных ситуаций. Изменения были подготовлены и приняты после известных трагических событий в Кыргызской Республике в июне с.г. в соответствии с договоренностями, достигнутыми на неформальной встрече глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в г. Ереване 20 августа 2010 года.
Сессия Совета коллективной безопасности прошла в Большом Кремлевском дворце в Кремле.
|
|